Бизнес - по швам
Иски о банкротстве стали ночным кошмаром для Игоря Зюзина и его дочерних компаний.
Давняя история
ОАО «Южный Кузбасс», которое входит в компанию «Мечел», грозит банкротство. О судебном иске, который был официально принят в арбитражный суд, стало известно владельцу компании Игорю Зюзину. Таких исков уже было 18 штук, и все они касались работы «ответвлений» металлургической компании. Аналитики называют кредитную нагрузку основной причиной такой негативной тенденции.
Претензии к дочерним компаниям «Мечела» в судебном порядке, как было сказано, наблюдались и раньше. В предыдущих исках также шла речь об уклонениях от исполнения контрактных обязательств. В этот раз судятся с дочерней структурой ООО «Искатель», занимающегося горнопромышленным делом. По неизвестным причинам, заявители отозвали часть претензий по этому делу.
Мнение экспертов
Отсутствие комментариев от представителей «Мечела» порождает много домыслов. Юристы, анализируя ситуацию, утверждают, что, скорей всего, банкротство дочерних компаний не сможет спровоцировать банкротство и материнской компании. Это может произойти лишь в таких условиях, когда появятся доказательства действий дочерних структур по прямым указаниям «центра».
Есть вероятность исковых позывов от «дочек» к «Мечелу». Как не крути, а удар по одному из дочерних предприятий отразится на работе центральной компании.
Эксперты также предупреждают о возможной негативной «волне», возникшей из ряда банкротств «дочек» «Мечела», которое способно причинить вред компании. Тем более, что ее финансовое состояние начало ухудшаться в конце 2013 года.
За первые 3 квартала 2013 года ОАО успело «заработать» убытков на $2,2 млрд. Львиную долю убыточных статей перетянули на себя бумажные списания, возникшие из продажи активов.
Первыми неприятности в компании ощутили на себе работники ОАО, ведь их зарплаты и премии сократились почти наполовину. Совет директоров также недополучил 24,5% от вознаграждений. Московских сотрудников неприятно удивила невыплата зарплаты за октябрь в положенный срок.
Аналитики объясняют, что такие действия компании вполне объяснимы, ведь отсрочка выплат является показателем серьезного положения финансового состояния «Мечела». Огромный долг компании заставляет ее идти на уступке в цене на уголь. $150 – средняя прошлогодняя цена за тонну угля. Сегодня тонна уже стоит $122.
Чем все может закончиться?
Компания с «дочками» могут дойти до критической точки стоимости предприятия. Это будет вызвано, прежде всего, долговой нагрузкой «материнской» компании. Акции «Мечела» перетерпели биржевой обвал в последние недели 2013 года. Они стали дешевле на 41,35%.
Единственное, что улучшило обстановку, - это просьба компании отсрочить платеж, который «Мечел» ранее взял взаймы.
Кроме того, последней «соломинкой» для собственного спасения «Мечел» видит в государстве. Кризисное состояние отрасли ударило по многим металлургическим предприятиям.
Эксперты называют три пути, которые помогут «Мечел» быть на плаву. Во-первых, компания может сократить издержки. Такая политика потянет за собой отрицательное воздействие на производственные показатели. Но такие меры нужны, чтобы элементарно выжить.
Второй вариант – это перекрытие долгов через государственное финансирование. Государство захочет сохранить рабочие места. В случае дефолта «Мечела» многие люди потеряют работу, а это чревато социальной напряженностью.
Третий путь - это дефолт, который станет самым неприятным сценарием для «Мечела».