Будущее пригородного пассажирского транспорта
В стране постоянно происходят изменения во многих сферах. Минтрансом проведена большая реорганизация, в результате которой появилось ОАО «РЖД». Раньше все доходы и расходы не разделялись по подразделениям, учет был общим. И доходы, полученные от грузоперевозок, покрывали убыточные пригородное сообщение. Преобразование разделило все виды деятельности без учета доходности. Каждое направление должно окупать себя самостоятельно. Грузоперевозки стали частными компаниями, а на пассажирский транспорт хозяина не нашлось.
В 2014 году Минфином заложено уменьшение дотаций для пригородных поездов в 2 раза, в последующем году еще большее сокращение, до полного прекращения субсидирования в 2016 году. Чем обернется такая политика для большинства регионов предугадать не сложно. Уже сейчас во многих регионах наблюдаются большие проблемы. Под угрозу поставлено само существование пригородного сообщения.
Чем обернется существующая политика
В других странах этот вопрос решается с помощью государственных субсидий. Цены устанавливаются и регулируются властями, они же определяют необходимое количество электричек. А те расходы, которые не покрываются стоимостью билетов, компенсирует государство. Такая же система предполагается и в регионах.
А на деле пригородные пассажирские компании должны в полной мере платить за пользование инфраструктурой и ремонт состава. Себестоимость проезда в общественном транспорте сейчас в некоторых регионах в четыре раза превышает цену на билет. И разницу региональные власти покрывать не спешат. С каждым годом убытки пригородного транспорта будут увеличиваться. Отказ в помощи может обернуться банкротством некоторых пригородных компаний по пассажирским перевозкам. И это на фоне совершенствования зарубежных электросоставов.
Ситуация в разных регионах
На фоне нерадостной картины регионов выделяется работа электричек в Московской области. Здесь удается вводить даже некоторые новшества и удобства для пассажиров. Так введен бесплатный провоз велосипедов в определенное время суток. Еще планируется обновить парк электротранспорта с кондиционерами и туалетами. Все это удалось благодаря субсидированию из федерального бюджета.
В других регионах произошла отмена около 40 процентов пригородных поездов. Если эти проблемы не решать сейчас, то к 2016 году ряду регионов придется отказаться от транспорта, которым пользуется очень большая часть населения. Пересесть на личный транспорт не у всех есть возможность. Ведь в первую очередь электричками пользуются льготники, студенты, пенсионеры. Перераспределить поток пассажиров на другие виды транспорта вряд ли удастся, есть районы, где автобусы, по причине отсутствия дорог, ходить не смогут. Да и количество автоперевозчиков, и строительство новых дорог так резко увеличить не получится.
Президент РЖД Владимир Якунин отмечает условия неравной конкуренции. Ведь у пригородного автобусного сообщения не взимается плата за пользование инфраструктурой, здесь действуют механизмы компенсации со стороны властей. При первых же возникших проблемах власти некоторых регионов обратились к федеральному правительству, изложив все тонкости и сложности в решении этого вопроса. Но пока все без изменений.
Предполагается, что дотации все же будут, но не напрямую, а через региональные власти. И они уже сами на местах будут принимать решения об объемах и целесообразности поддержки того или иного вида транспорта.