Будущее российского авиапрома
На сегодняшний день парк самолетов далеко не молод. Самолеты советской сборки в своем большинстве служат более 20 лет. Авиакомпании закупают технику за рубежом. После гибели самолета, на котором летел президент Польши, чиновники пытаются запретить пользоваться зарубежными самолетами, срок службы которых перевалил за 20 лет. Все меры направлены на снижении аварийной ситуации и для поддержания российского авиапрома. Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил впредь закупать только отечественные машины. Он считает, что нужно развивать и использовать имеющийся потенциал и стимулировать выпуск новых самолетов и для руководства. С 2008 года было приобретено около 600 иностранных воздушных судов против 59 российских.
В соответствии с рекомендациями МЧС решили эксплуатировать самолеты российского производства. Для спасательных работ будут закуплены Ту-214 и Суперджет 100. Они будут оснащены дополнительным оборудованием для выполнения спасательных операций.
С мнением вице-премьера не все согласны, есть мнения, что это, прежде всего лоббирование политических интересов и реальные проблемы авиапрома таким подходом не решить. А на практике самолеты со стажем более безопасные, чем новые.
Сегодняшнее состояние базы авиапарка
По статистике за 2012 год львиная доля перевозок пассажиров пришлась на иностранные самолеты, и в равной доле, совсем не утешительной, на старые советские модели с более 20-летним сроком службы и вышедшие около 15 лет назад. У нашего авиапрома есть новые, современные лайнеры. Про успехи Sukhоi Super Jet 100 еще рано говорить, сейчас эксплуатируются десять самолетов, происходит их «обкатка». Наши модели будут востребованы благодаря большему диаметру фюзеляжа. Для комфорта увеличены ширина пассажирского кресла и размеры прохода между рядами. Министр транспорта заявил, что выпущенные самолеты не покрывают их потребностей. Для подъема авиапрома нужны значительные заказы. Сейчас реально выпускать около 30 машин в год, а при имеющемся дефиците, в короткое время не получится заменить имеющийся парк в тысячу самолетов. Уже есть заказ на 180 самолетов SSJ-100.
Сейчас некоторые государственные компании планируют начать использование отечественных самолетов. «Роснефть» получила ИЛ-96-400Т – это новый самолет в VIP-компоновке. Пока у этого самолета есть существенные конкуренты. Американские модели предлагаются различной компоновки и с большим разбросом цен.
Планы и надежды авиапрома
Много подающих надежды проектов находятся на стадиях разработки. Один из проектов, - выпуск в 2020 году ближнего и среднемагистрального МС-21. Насколько все задумки будут жизнеспособны, сложно сказать. Нашими конкурентами являются бразильцы и канадцы. Их самолеты по затратам намного выгоднее нашего производства. В планах Bombardier – канадской компании - перенести производство своих моделей в Россию, но пока количество желающих приобрести С-400 не достаточно. Планировалось совместно с американской компанией начать выпуск пассажирского сверхзвукового самолета, но к великому сожалению привлечь инвесторов к этому проекту не удалось.
Если в ближне- и среднемагистральной нише у нас есть планы и проекты и неплохие перспективы, то дальнемагистральные машины существенно уступают конкурентам.
Если не будет достигнуто слаженное взаимодействие между авиакомпаниями и авиапромом, то внутренний рынок может быть потерян. Сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки, но работы еще много.