Неправильная политика
Как стимулировать драйвер роста, если в России отсутствует промышленная политика? О почти нулевом росте промпроизовдства за второй квартал нынешнего года сообщает Росстат. До конца 2014 улучшений также не стоит ждать.
Если реально рассматривать ситуацию, то у многих отечественных предприятий не хватает средств для погашения долгов перед кредиторами. О росте и развитии в таких условиях нет смысла говорить.
Спасением для промышленности может стать лишь кардинальное изменение подхода государства к этому сектору экономики.
Чем руководствуется государство сегодня?
Подходящим эпитетом к нынешней политике будет «антипромышленная». Еще в 1990-х годах многие отрасли промышленности получили приговор как остатки неэффективной командной экономики. Многие из них просто ликвидировали. Но на их месте за 20 лет ничего нового и эффективного также почти не появилось. Производственные объемы вначале 90-х упали почти на 55%.
Рост нефтяных цен, к сожалению, сыграл с российской экономикой злую шутку. Зачем было что-то производить, если можно было это купить за рубежом за деньги, полученные от нефти?
Центробанк России также помогал долгие годы «рыть могилу» для наших предприятий. Его главной и самой неправильной миссией является жесткий контроль инфляции. Денежные массы не помогают бизнесу получать инвестиции и развиваться, а сидят в стальных тисках Центробанка.
О каком развитии можно говорить, если малый бизнес сталкивается с кредитными ставками в 30% годовых. На Западе, для сравнения, это число - 3-4%. Интересно, что в западных странах уровень инфляции уходит от показателей ставок всего на полтора процентных пункта.
Многих может «приспать» хороший показатель объема российского ВВП. В мировых масштабах – это 6-е место. Но если оценивать достижения в промышленной сфере – то здесь от лидеров японцев Россия отстает в 16 раз.
Ощутимый удар российской промышленности принес кризис 2008 года. До 2013 года экономика в этом направлении просто держалась на плаву, о чем свидетельствует рост производства с показателем +0,4%.
Сравнительную динамику можно наблюдать в топливной промышленности, но опереться на этот сегмент стране будет сложно. О многом говорит возраст большинства промышленных сооружений и зданий, которым в среднем уже больше 22 лет.
Почему большинство инвесторов не спешат делать вложения в промышленность? Эксперты уверены, что их чаще всего останавливает отсутствие спроса на национальный продукт именно на внутреннем рынке. К тому же, негативное воздействие имеет недостаток финансовых средств. Ясно, что это все вопросы макроэкономической плоскости. Сложно назвать кредитно-денежную политику страны продуманной.
Как выжить?
Да, именно это неправильный вопрос ставят себе большинство предприятий. Не вырасти, а выжить. Печальным примером стал металлургический гигант «Мечел». Внешэкономбанк, на которого владельцы компании смотрели, как на спасательный круг, отказался выделять средства для спасения «Мечела». Не прельстило банк и предложение получить очень перспективный проект - Эльгинское угольное месторождение.
Подобные неприятности ожидали и другого гиганта промышленности - «Евраз». Единственным вариантом спасения станет избавление от ценных активов корпорации. Говорят о продаже североамериканского дивизиона.
Поможет ли закон?
Речь идет о законе «О промышленной политике». Но без реальных деформаций в макроэкономической политике страны очередные приписки на бумаге не помогут экономике. России нужно слушать бизнес, который стонет от налогового гнета и низкого внутреннего спроса.