О снижении тарифов, новой парадигме развития экономики и ценах на газ
Как известно, перед промышленниками сегодня стоит о задача создать дополнительные 25 миллионов рабочих мест. Таков президентский указ, и его нужно исполнять. Однако в одиночку с этой задачей бизнесу не справиться. Очевидно, что сегодня большинство высокопроизводительных отраслей, будь то газовая, элекроэнергетическая или железнодорожная отрасль, все глубже погружаются в экономический кризис. Какое там создавать дополнительные рабочие места. Тут бы самим выжить.
Основной причиной для наблюдающегося спада является увеличение издержек предприятий. Умные люди посчитали, что сегодня издержки на развитие промышленности в России намного выше, чем в среднем по миру. Это значит, что ни один иностранный инвестор, находящийся в своем уме, не согласится развивать промышленность в нашей стране.
Для того чтобы решить эту назревшую проблему, вытащить отечественный крупный бизнес из воронки кризиса и помочь трудоустроить еще 25 миллионов человек, понадобится немного - немало смена экономической парадигмы.
Отдельного упоминания заслуживает сектор газа, который является крупнейшей российской монополией. В последнее время становится все более очевидным, что пройдет еще пять, может быть десять лет, и российский газ окончательно утратит свою конкурентоспособность. Уже сейчас его потребление на Западе сильно сократилось. Пока мы выдюживаем за счет Китая, но и тут, неровен час, в какой-нибудь Японии начнут добывать дешевый сланцевый газ, и Газпром со своим дорогим сырьем просто вылетит в трубу.
Сегодняшние российские цены на газ в 2,5 раза превышают американские. Из-за этого тарифы в России на тепловую энергию для промышленных предприятий тоже сильно завышены, что приводит к увеличению дополнительных издержек российского бизнеса. Подключить новых потребителей Газпрому сегодня становится все труднее. При этом качество российского газа остается очень спорным. Монопольное положение Газпрома позволяет ему думать, что он может диктовать условия потребителям, хотя на деле сегодня это уже далеко не так.