Палочка-выручалочка несостоявшимся заемщикам
В следующем году возможно принятие билля о финансовом «надзирателе».
Проект о создании такой должности как финансовый омбудсмен, возможно, примут в начале следующего года. Правительство уже получило отзывы по законопроекту от всех заинтересованных организаций, и в кратчайшие сроки документ внесут в правительство.
«Рассматриваемый документ, позволяющий доверенному в урегулировании конфликтов потребителей с банками действовать на основании закона, вероятно, появится в правительстве в скором времени» – сообщил Павел Медведев. Он также упомянул о прошедшем заседании, на котором обсуждались все плюсы и минусы будущего законопроекта.
Учреждение финансового омбудсмена (ФО), организованное в 2010 году 1 октября в Ассоциации Российских Банков, было основано с поддержки нескольких банков. Позже к ним подключились финансовые микроорганизации, коллекторские агентства, а также еще несколько банков.
На протяжении всех трех лет существования ФО уладило конфликтные ситуации почти в половине обращений из 12 тыс. Банкам же, благодаря деятельности ФО, удалось найти недочеты в личной деятельности, также появилась возможность решать конфликтные вопросы с клиентами, не доводя дело до суда.
Так как институт омбудсмена финансировался банковскими средствами, данное учреждение не пользовалось особым доверием у граждан, из-за подозрений в предвзятом отношении к клиентам. К тому же банки вправе были не выполнять предписаний уполномоченного лица, в законе не было прописано законодательных полномочий последнего. Для этого и был создан билль «О финансовом омбудсмене». На протяжении длительного срока рассмотрение данного законопроекта откладывалось в долгий ящик по непонятным причинам, однако сейчас идет активное рассмотрение законопроекта.
Тем не менее, в конечном виде документ может претерпеть изменения. Главный вопрос, который интересует ведомства: при ком будет создан данный аппарат, и в какой форме он будет функционировать?
Со слов Медведева, последний вариант документа поручает ЦБ запуск программы
«В этом есть здравый смысл, так как Центробанк имеет большое влияние и опыт. Плюс ко всему работа Банка России нацелена на благо потребителей и организаций, а не только на процветание банков» – утверждает Медведев.
Однако в письме Серегея Швецова к Минфину сообщается о невозможности учреждения Банком России данной службы, так как она не зависима от государства и является аппаратом гражданского общества.
Еще в одном письме рекомендуется рассматривать споры по претензиям, не превышающим определенных сумм: для банка притязание максимум в 500 тыс. руб., для страховой организации – не больше 200 тыс. руб., в других областях и вовсе 100 тыс. руб.
Положительные стороны билля
Принятие билля обрадовало экспертов, ведь появляется еще одна возможность защитить интересы заемщиков, не прибегая к долгим судебным разбирательствам.
«Уполномоченный встает на защиту и банковских клиентов, и клиентуры страховых учреждений. Наличие нейтрального места для переговоров, где банк и потребитель при некоторой помощи смогут обсудить возникшие вопросы, положительно отразится на результате встречи» – говорит Сергей Пятенко.
Основным зерном раздора между банками и заемщиками является расплывчатая нормативная база. «Скрытые» комиссии, навязчивые доп. услуги, сокрытие полной информации в рекламе – все эти вопросы необходимо урегулировать в ближайшее время. Ведь при грамотном подходе к делу количество конфликтов уменьшится, а количество довольных клиентов увеличится.