Пять продуктов подорожают к Новому году
Россия будет отмечать новогодние праздники уже менее чем через 2 месяца. По традиции, в этот период магазины намереваются получить как можно больше прибыли, а продукты питания становятся дороже.
Большинство экспертов называют три группы товаров, которые находятся в зоне риска.
"Я испытываю определенные опасения за молочную группу, столовое яйцо и картофель вместе с овощами", - считает ведущий эксперт исследовательского холдинга Ромир Игорь Березин. Другие эксперты добавили к списку еще сельдь и фрукты.
Серьезная ситуация на рынке овощей объясняется проблемами со сбором урожая, которые наблюдались в центральной части страны, в результате чего оказалось смазано традиционное сезонное удешевление. По мнению эксперта, к концу года по овощам следует ожидать резкий рост. Центральную часть страны залило, что стало причиной плохого урожая
Что касается фруктов, те, что выращиваются в России, в начале осени подешевели, а уже ближе к новогодним праздникам, они подорожают. Эксперты прогнозируют дальнейший их рост. С тропическими фруктами, которые в России не выращивают, ситуация иная, поскольку здесь работает сезонный фактор.
"Мы даже видим, что на те же бананы, киви цены в конце лета - начале осени снижаются. Это связано с тем, что появляется продукция российская. Другие, правда, фрукты, но они взаимозаменяемые. И для того, чтобы стимулировать потребление, цены на импортируемую продукцию тоже снижаются. А в осенне-зимний период цены увеличиваются традиционно", - считает гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
Она отметила, что с июля по октябрь цены на плодоовощную продукцию падают в среднем на 15 процентов. На декабрь приходится пик цен. В это время они увеличиваются также примерно на 15-20 процентов, например, если банан в оптовом звене стоит примерно 35 рублей, то его цена поднимается до 45 рублей.
"В связи с Новым годом цены в последние две недели возрастают. Но это опять же сезонный фактор. Мандарины рублей 80 стоят, будут 100-120 рублей. То есть, подорожание на 25-50 процентов. Опять-таки, нужно смотреть по точкам продаж. Если это дискаунтеры, сетевые магазины низкого ценового сегмента, темпы роста цен меньше. Если это премиальные магазины, то и цены там сегодня выше, и темпы роста на них выше. На продовольственных рынках ценовые колебания меньше", - считает эксперт.
Относительно молочной продукции, представители отрасли согласны с прогнозами аналитиков. Средняя потребительская цена на цельное пастеризованное молоко в конце октября 2013 года составила около 37 рублей за литр, что на 12,8 процента больше аналогичного показателя прошлого года. На начало сентября цена выросла уже на 5,7 процента. По словам специалистов, цены по всей группе продуктов будут примерно такие же, как и сейчас.
Сливочное масло показало иную тенденцию. За прошедшие 2 месяца еженедельно оно дорожало на 0,55 процента. На 21 октября 2013 года средняя потребительская цена была зафиксирована на уровне 291,17 рубля за килограмм. В конце августа за килограмм масла российский потребитель отдавал в среднем 276,4 рублей за килограмм.
Лидером по росту цен стали сыры. Каждую неделю сычужные твердые и мягкие дорожают в среднем на 0,5 процента. За месяц средняя потребительская цена выросла почти на 10 рублей за килограмм.
Подорожание рыбы прогнозируется не по всему фронту. Эксперты прогнозируют рост цен на самый любимый вид – сельдь, которая к концу года подорожает примерно на треть. Рост связан с сокращением предложения, несмотря на увеличившийся на 30% объем вылова. Все дело в том, что на внутренний рынок из отечественного вылова реализовывался только каждый пятый килограмм. Все остальное отправилось на экспорт.
Рост цен на яйца эксперты объяснили последствиями засухи прошлого года и очень высокими ценами на кормовое зерно. Из-за этого ряд птицефабрик попал в тяжелое финансовое положение, что привело к уменьшению количества птицы. Восстановиться довольно тяжело, это может занять много месяцев. До конца года специалисты прогнозируют 10-процентное подорожание.