РФ в 2013 г придется вновь пересмотреть правила "киотского" рынка
Если "киотский" механизм совместного осуществления в 2013 году останется для России актуальным, необходимо будет новое постановление, регулирующее его работу, сказал заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Олег Плужников. Как уже ранее сообщалось, поправки в действующее постановление, принятое в сентябре 2011 года, были внесены в правительство в сентябре нынешнего года. Эти поправки, в частности, передают Минэкономразвития РФ право увеличивать лимит на суммарный объем сокращений выбросов парниковых газов в рамках российских "киотских" проектов, который ранее был зафиксирован на уровне 300 миллионов тонн.
По мнению Плужникова, предстоящая конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Дохе (Катар), скорее всего, существенно изменит международное регулирование механизма, и если Россия продолжит в нем участвовать, национальные нормы нужно будет привести в соответствие с новыми "правилами игры". "Мы сейчас (в уже предложенных поправках - ред.) говорим о неких рамочных вещах, которые необходимо заложить туда... но потом, если будет принято решение, и с 2012 года заработает новый (механизм) JI, конечно, где-то после Дохи через 2-3 месяца надо будет говорить о новой процедуре с учетом нового международного регулирования", - сказал Плужников.
Напомним ранее Россия наряду с Канадой и Японией неоднократно заявляла об отказе участвовать во втором периоде обязательств протокола, который должен начаться 1 января 2013 года. Экологи и представители российского бизнеса, в свою очередь, заявляли о том, что будут настаивать на изменении решения РФ. Плужников подчеркнул, что не видит проблемы в частом обновлении регулирующих документов, поскольку в данном случае речь пойдет о серьезной перестройке международного регулирования. Первая версия "киотского" постановления была принята в 2007 году, затем в 2009 году новое постановление ввело процедуру конкурсного отбора проектов.
В сентябре 2011 года в очередной редакции документа конкурсная процедура была отменена, кроме того, были добавлены требования об обязательном реинвестировании части доходов в экологические проекты, а также "потолок" общего объема сокращений по проектам в 300 миллионов тонн. Он также отметил, что в целом для повышения привлекательности российского "киотского" рынка необходимы, в частности, более прозрачная процедура утверждения проектов и строгое соблюдение установленных сроков их рассмотрения и утверждения. При этом проблема качества сокращений и их так называемой "экологической целостности" пока остается за рамками полномочий российского национального регулятора, признал представитель МЭР, подчеркнув, однако, что сейчас за этот аспект отвечают независимые экспертные организации, имеющие соответствующую аккредитацию.
"Предположим, есть "некачественные" сокращения. Тогда надо создавать свою некую систему регулирования деятельности компаний, которые аккредитованы в рамках (конвенции)... Я не уверен в том, что России удастся создать систему, которая будет лучше международной контролировать вопросы качества", - добавил Плужников. По его мнению, создание такой системы будет достаточно сложным процессом и потребует по крайней мере нескольких лет. "По действующей процедуре мы этого не делаем и не можем делать в принципе. Мы действуем в рамках постановления правительства, изначально предположили, что никакой системы проверки качества не будет, потому что компании аккредитуются в рамках Киотского протокола. Если ее необходимо создать, то я готов обсуждать, но я очень боюсь того, что будет создана новая громоздкая система по допуску тех или иных, она будет бюрократически очень сложной, и соответственно затраты на все это дело существенно возрастут", - добавил в заключение Плужников.