Россия намерена защитить местные автозаводы от ВТО
Правительство РФ намерено направить 270 млрд. рублей из бюджета, чтобы поддержать автопром в период с 2014 по 2016 год. Поддержку окажут в виде предоставления субсидий автопроизводителям на НИОКР, использование энергоресурсов, выпуск автомобилей класса «Евро-4» и «Евро-5», а также поддержку гарантийных обязательств и содержание рабочих мест.
Согласно сообщению кабмина, общий размер субсидий - 84,3 млрд. рублей в 2014 году, 90,1 млрд. рублей в 2015 году, а также 96,6 млрд. рублей в 2016 году. Ежегодно на НИОКР планируется отдавать по 2,5–2,9 млрд. рублей субсидий, на энергоресурсов – по 5,9–6,8 млрд. рублей. Больше всего субсидий отправится на поддержку выпуска автомобилей «Евро-4» и «Евро-5», 25–29 млрд. рублей, а также на содержание рабочих мест – 50–57,9 млрд. рублей.
Получателями субсидий будут только автопроизводители, имеющие заводы на территории России, работу которых регулирует промышленное соглашение. В соответствии с промсоглашениями концерны выполняют обязательства по инвестированию в рынок России, а также созданию заводов в государстве с определенным уровнем расположения. В обмен на это кабмин предоставляет льготы, среди которых обнуление ввозных пошлин на комплектующие. Однако заводы Derways и ТагАЗ не могут рассчитывать на помощь, поскольку они не подписали промсоглашение. К слову, большинство заводов России, в числе которых АвтоВАЗ, группа ГАЗ, КАМАЗ и иностранные концерны, открывшие производства на территории России, работают согласно промсоглашениям.
Следует отметить, в подписанных промсоглашениях оговорено, что условия реализации инвестиционных проектов не имеют права на ухудшение при изменении правил игры на рынке. В случае, если это происходит, правительство обязано компенсировать все потери. По причине вступления России в ВТО и уменьшения импортных пошлин условия ухудшились.
В сентябре 2012 года Россия ввела утилизационный сбор для того чтобы сгладить уменьшение импортных пошлин. Только импортеры должны были платить этот сбор живыми деньгами, в то время как российские заводы имели право выдавать только гарантии на утилизацию.
Евросоюз посчитал подобный подход по утилизационным сборам дискриминацией. Под давлением объединения, Россия сгладила конфликт и заставила всех автопроизводителей платить живыми деньгами на равных условиях. В результате правительство было вынуждено придумывать способы для компенсации потерь местных автозаводов.
«Введение нового механизма утилизационного сбора ухудшает условия реализации инвестиционных проектов, которые запущены. У нас есть «дедушкина оговорка», есть закон об иностранных инвестициях, есть просто обычный самый здравый смысл, который говорит о том, что если мы принимаем какое-то решение, оно не должно влиять на ранее принятое решение в этой области. Поэтому нам нужно найти какую-то форму компенсаций инвесторам по уже реализуемым инвестиционным проектам, которые помогли бы им вернуться к прежнему состоянию», – рассказал ранее бывший глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.
Выделение субсидий на 270 млрд. рублей стало новым решением, способом компенсировать потери российских автозаводов по причине необходимости уплаты утилизационного сбора. Субсидии дают возможность компенсировать до 70% затрат отечественных автозаводов на утиль-сбор. Крупные предприятия вернут расходы почти в полном объеме.