Superjet выдадут на тест-драйв
«Гражданские самолеты Сухого» (или ГСС) разработали новую стратегию, которая позволит увеличить объемы заказов на новый авиалайнер Sukhoi Superjet-100. В частности компания вместе со своими партнерами намерена создать лизинговое предприятие, которое будет заниматься вопросами долгосрочной аренды самолетов. Предполагается, что основными потребителями лизинговых услуг станут авиаперевозчики второго эшелона.
В первый год новое предприятие сможет закупить до 50 новых суперджетов. Общая стоимость данного контракта оценивается в 2 миллиарда долларов. По мнению экспертов сама по себе лизинговая стратегия является очень перспективной, так как лизинг воздушной техники до сих пор в России не применялся. Тем не менее, учитывая невысокую надежность самого самолета, план ГСС может оказаться полностью провальным.
К работе над лизинговым проектом Объединенная авиастроительная корпорация намерена привлечь своего старого партнера «Сбербанк Лизинг». На завершившемся накануне салоне МАКС-2013 обе компании подписали соглашения о сотрудничестве в данном направлении. Теперь в продвижении одного из самых неудачных воздушных проектов России оказался привлечен и государственный банк.
Согласно предварительной договоренности партнеры будут продвигать самолет не только в России, но и заграницей. Главным действующим лицом данного процесса станет совместное предприятие, которое будет закупать у ГСС самолеты и далее передавать их заказчикам в долгосрочную аренду. СП будет одновременно и собственником самолетов и главным арендодателем. На первом этапе СП будет достаточно закупить самолетов на 1,5-2 миллиарда долларов, уверены в ГСС (то есть всего порядка 50 штук). Пока доли компаний-партнеров в совместном предприятии не определены, говорить об окончательных параметрах работы лизинговой компании преждевременно, предупредили в руководстве конструкторского бюро. Более или менее точно детали проекта вырисуются к концу текущего года.
Артем Погосян, занимающий пост старшего вице-президента компании, объяснил, что изначально СП будет предлагать лизингополучателям взять суперджеты в аренду на два-три года. Причем ориентироваться на этом рынке планируется именно на компании второго эшелона, у которых не денег на покупку новых моделей. Впоследствии в качестве потенциальных клиентов можно будет рассматривать и более крупных авиаперевозчиков, говорит господин Погосян. Лизинг самолетов по своей сути является долгосрочной арендой спецтехники, которая на протяжении всего времени эксплуатации лизингополучателями будет находиться в собственности СП. Именно в этом и заключается ключевой отличие данной схемы от финансового лизинга. За право использовать самолеты компаниям придется выплачивать СП определенную комиссию. Если после нескольких лет эксплуатации перевозчик захочет выкупить самолет, ему будет предложна обычная схема финансового лизинга.
Сейчас перед компаниями-партнерами стоит задача определить основной пул клиентов. Эксперты полагают, что прежде всего ГСС следует ориентироваться на российских перевозчиков, а также обратить свое внимание на азиатские и ближневосточные авиалинии. Погосян уверен, что клиенты у данного сервиса обязательно найдутся, причем как в России, так и зарубежом. Для России лизинг самолетов вообще станет первым подобным предложением на рынке. В настоящий момент лизинг спецтехники рассматривается и как дополнительный вариант продвижения самолета МС-21, который, напомним, собирается на конвейерах корпорации «Иркут».