Цены на авиабилеты нужно регулировать законодательно, считает ФАС
ФАС считает, что невозвратные авиабилеты должны быть на четверть дешевле, нежели самые дешевые возвратные билеты. Оформление изменения должно быть осуществлено с помощью поправок в Воздушный кодекс. Минтранс и эксперты не поддержали инициативу.
«Мы поддерживаем поправки в Воздушный кодекс – введение невозвратных тарифов – как меру по защите интересов и прав потребителей. Но мы говорим о том, что невозвратными билетами должны быть билеты дешевле самого дешевого возвратного билета не менее чем на 25%», – считает начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.
В другом случае, по словам Рутенберга, авиакомпании начнут использовать невозвратные тарифы в другом ценовом сегменте.
«Потребители не выиграют ровным счетом ничего. Невозвратные – они на то и невозвратные, что должны быть дешевле», - добавил специалист.
В оценке ФАС ориентируется на статью 108 Воздушного кодекса, в которой при отказе пассажира от полета меньше чем за сутки авиакомпания имеет право удержать 25% от уплаченной за поездку суммы. В ФАС считают, что показатель не должен быть универсальным, а применяться только на линиях, имеющих ограниченную конкуренцию.
Но Минтранс придерживается другого мнения и не поддерживает такое предложение ФАС. В июле 2013 года ведомство уже отвергло его. В то время ФАС настаивала на удешевлении невозвратных тарифов не менее чем на 25% на линиях внутри России, где перевозки выполняются тремя авиакомпаниями.
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что минимальная разница в цене должна быть закреплена законодательно.
«Потому что у нас в России если это не сделать, то однозначно невозвратный билет будет еще и дорогим», – отметил Артемьев.
Минтранс увидел в этом попытку госрегулирования тарифов на авиаперевозки, не предусмотренную российскими законами. Позиция Минтранса была поддержана департаментом промышленности и инфраструктуры правительства, при этом представители отметили, что предложения ФАС противоречат рыночным отношениям.
Согласно законопроекту Минтранса, пассажир, купивший билет по невозвратному тарифу, имеет право вернуть за него деньги только в 3-х случаях: при наличии подтвержденной документами внезапной болезни, болезни или смерти члена семьи пассажира, который должен лететь вместе с ним, и если авиакомпания задержала рейс. Если авиакомпания сама отказала пассажиру, к примеру, в случае его алкогольного опьянения, то деньги за билет, приобретенный по невозвратному тарифу, не возвращаются.
По мнению экспертов, экономия на невозвратных билетах будет меньше, чем рассчитывает ФАС.
К слову, «Аэрофлот» благодаря нововведениям решил создать бюджетную авиакомпанию и пообещал продавать билеты на 20–40% дешевле, чем предлагают обычные авиаперевозчики. В «Аэрофлоте» пообещали успешно конкурировать с ценами на билеты на железнодорожные СВ, купе и даже плацкарт.