Железные дороги заправят дизелем
Из-за приближающегося экономического кризиса руководство ОАО РЖД намерено пойти на беспрецедентные меры - повысить тарифы в рамках ценового коридора. В следующем году стоимость перевозки дизтоплива увеличится на 12%, что принесет в бюджет железнодорожной монополии 6,5 миллиардов рублей. Это в свою очередь повлечет увеличение стоимости топлива для конечного потребителя. Также вполне вероятно, что часть клиентов Российских Железных Дорог уйдет к автоперевозчикам.
Источники близкие к руководству ОАО РЖД сообщают о возможном удорожании тарифов на перевозки. В первую очередь это коснется поставщиков дизтоплива, которых обяжут платить за перевозку в 2014 году на 12% больше, чем в 2013. Вице-президент монополии Салман Бабаев, выступая перед прессой несколькими днями ранее, также отметил эту вероятность. По словам топ-менеджера компании, решение о повышении тарифов было продиктовано общим скачком цен дизтопливо. Логика здесь примерно такова: раз мы закупаем топливо для себя по менее выгодной цене, чем в прошлом, то и перевозить его по прежней цене не можем. Скорее всего, новые тарифы вступят в силу уже в январе следующего года, однако пока окончательное решение правления ОАО принято не было.
Возможность изменять тарифы на грузоперевозки компания получила в начале этого года в связи с введением ФСТ т.н. ценового коридора, ограничивающего понижение и повышение тарифов до 12,8% и 13,4% соответственно. Ранее руководство монополии уже использовало эту возможность, но только для отдельных видов грузов и на отдельных направлениях. Например, в начале весны была объявлена скидка в размере 10,8% на перевозки газового конденсата с нескольких станций, в конце лета, напротив, последовали надбавки. Воспользоваться послаблениями в тарифной сетки мог любой отправитель.
Напомним, что сегодня крупнейшими клиентами ОАО РЖД являются «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром», которые забирают около 55% всех грузоперевозок по железным дорогам. В связи с приближающейся экономической рецессией объем перевозок в этом и следующем году постепенно сокращаться, а выручка компании падать. В этом году общий объем перевезенных грузов не превысит 54 миллионов тонн, уверены в Институте проблем естественных монополий. (Для сравнения в 2012 году по железным дорогам было перевезено более 56 миллионов тонн.). Упавший грузопоток принесет компании порядка 52 - 54 миллиардов рублей. В будущем году переиндексация тарифов позволит монополии выручить на 6,5 миллиардов рублей больше. С другой стороны, повышение тарифов может привести к ослаблению позиций ОАО РЖД на рынке, так как многие из ее нынешних клиентов прогнозируемой уйдут к более дешевым автотранспортерам. Если руководству л железных дорог не удастся найти золотой середины, компания может лишиться нескольких миллирнов тонн грузовой базы.
От источников близких к руководству ОАО РЖД известно, что изменение тарифов может последовать уже в январе 2014 года. На сей раз надбавки будут введены для дизельного топлива, работающих во всех регионах страны. Потребителями этого вида топлива являются как сами железные дороги, так и АЗС, ВПК, коммунальные хозяйства, нефтетрейдеры. Увеличение цен на перевозку продукта приведет к еще большему его удорожанию на рынке. Эксперты прогнозируют увеличение цен для конечных потребителей в среднем на 1% по стране, что идет в разрез с поручением Владимира Путина о сдерживании тарифов на энергоресурсы.
Для справки
В сентябре этого года правительство объявило о намерении заморозить тарифы естественных монополий до следующего года. В ОАО РЖД это решение восприняли крайне негативно, оценив потенциальные убытки в 93 миллиарда рублей. Почти сразу же было выдвинуто предложение сохранить возможность индексации тарифов на части направлений. Этот вопрос по-прежнему остается открытым.