Продолжаем рассказывать о театральном пиршестве Москвы
В Москве подходит к своему завершению знаменитый театральный фестиваль «Золотая маска», который привез в столицу России самые знаменитые спектакли мира. Например, «Дядю Ваню» Андрея Жодакова, поставлено в финском театре Klockrike.
Жолдак хотя и часто подвергается критике, но обвинить его в однообразии не способен даже самый придирчивый обозреватель. Вот уже 25 лет, как этот украинский гений занимается постановками пьес всевозможных жанров и форм. На его счету находятся как многочасовые эпические драмы, так и видеоинсталляции. Украинец недаром считается одним из главных провокаторов Европы. Чего стоит только «Один день Ивана Денисовича», на премьере которого появились реальные охранники с собаками, от которых зрителям пришлось прятаться в зал под лестницей. Вообще от Жолдака можно ждать любую выходку, причем каждый раз маэстро преподносит что-то совершенно новое, чего еще не было в истории театра за многотысячелетнюю его историю.
Зритель шел на привезенного из Финляндии «Дядю Ваню» с соответствующим настроем в ожидании буйства фантазии, эпатажа, демонстративного неповиновения. А в итоге получил обычную классическую постановку классического произведения. То ли по контрасту с предыдущими работами, то ли в связи с тем, что ставился он в Скандинавии, действие на сцене кажется невероятно медленным и традиционалистическим. Одним словом Чехов был поставлен ровно так как положено. Действие «Дяди Вани» происходит в 19 веке, с небольшими аллюзиями на тему современности. Дощатые конструкции и пол на сцене, отгороженная веранда воссоздают классическую картину поместных дворянских усадеб. Красивые исторически достоверные костюмы персонажей, безусловно, получили бы одобрения самого Чехова. В общем, на протяжении всего спектакле зритель ждал, что сейчас-то оно и начнется: стены рухнут, и главные герои переместятся в космос или в современную Москву или еще куда-то. Ведь без подвоха спектаклей Жолдакова не бывает. Однако, никакого подвоха, как не прискорбно, в спектакле нет. Постановка расписана как по нотам, можно сверяться с оригиналом, почти не строчки не выброшено.
Отчасти классический сюжет компенсирует сцена, когда Елена Андреевна надевает на себя русалочий хвост и погружается в бассейн, разбрызгивая вокруг себя настоящую воду. Отчасти сцена, в которой она же сплетает свои волосы и волосы Астрова в единый узел, чтобы затем тут же распустить их.