Что посмотреть на этой неделе: «Распутин» с Жераром Депардье
«Распутин» - это проект сразу трех стран: Франции, России и Грузии. Этим и объясняется небольшая путаница в титрах: у нас режиссером фильма заявлен Ираклий Квирикадзе, в то время как во Франции он выходит за подписью Жозе Дайан. Какой получилась эта многообещающая кинолента, читайте в новом обзоре.
Справедливости ради стоит отметить, что маститая телесериальщица Дайан занималась съемками намного тщательнее, чем Квирикадзе. Да и идея пригласить на заглавную роль Депардье также принадлежала именно ей. Француженка не раз признавалась, что Депардье является ее любимым актером. Да и опыта с харизмой ему не занимать. За свою карьеру месье Депардье переиграл массу персонажей с характером: побывал и графом Монте-Кристо, и Бальзаком. И роль Распутина просто просилась ему в руки. На предложение режиссера Депардье согласился не раздумывая. Да и какой бы актер, достигший определенного возраста, не мечтал сыграть столь противоречивого и демонического человека?
Работа над проектом была очень трудоемкой, признаются члены команды. Дайан вместе с Депардье предстояло разрушить стереотипы и создать своего героя заново, из персонажа скабрезных и пошлых анекдотов вылепить личность сложную, трагическую и очень положительную. На протяжении всего просмотра зрителя из кадра в кадр будет преследовать один и тот же вопрос: а были ли Распутин действительно тем демоном, каким его запечатлела народная молва? И ответ, к которому пришли авторы проекта, вполне очевиден. Распутин Жозе Дайан - это верующий и нравственный человек. Он всем сердцем переживает за судьбу русского народа, пытается отговорить Николая Второго от попыток ввязаться в Первую мировую войну, потому что это принесет страдание тысячам русских людей. В поведении Распутина на экране нет ни малейшего намека на интриганство и корысть. Этот человек по-настоящему переживает за свое отечество и старадет от того, что царская династия отдаляется от него под воздействием грязных слухов.
Говоря о новом «Распутине», невозможно не провести сравнение с еще одним российским проектом - «Агонией» Элема Климова. Алексей Петренко был не единожды назван лучшим исполнителе этой сложной роли и на его фоне Жерара Депардье, увы, выглядит крайне блекло. Распутин Петренко балансирует на грани юродивости и кривляния, святости и инфернальности. Распутин Жерара Депардье намного более прямолинеен и от того менее интересен. Французы, видимо, не могли себе позволить также цинично обойтись с российской историей, как это сделал Климов. Из-за чего весь фильм кажется слишком приглаженным и неправдоподобным. Нет во французском Распутине ничего, что шокировало и объясняло бы тот удивительный след, который оставил после себя этот персонаж в истории. Внимание к картине привлекает разве что накладной нос Депардье, который вызывает нескромные ассоциаций, особенно после сцены с голыми нимфами в покоях Распутина.
Резюмируем. Назвать новым фильм про Распутина неудачным не поворачивается язык, но и причислить его к золотому фонду кинематографа тоже невозможно. Двусмысленность российской истории начала прошлого века явно не поддалась перевариванию французов. Да и российская команда смотрится на экране как-то уж слишком расхлябано, как будто еще на этапе прочтения сценария уяснила себе, что толка из фильма не выйдет. Так и кажется, что Константин Хабенский вот-вот захихикает в камеру в своем чересчур еврейском паричке, или что игра Филиппа Янковского и Данилы Козловского, изображающих бывших любовников, того и гляди скатится до уровня обычного балагана.