Идет фестиваль старинной музыки Earlymusic
На этой неделе в Санкт-Петербурге стартовал шестнадцатый по счету фестиваль старинной музыки с говорящим названием Earlymusic. Сегодня этот международный фест является самым оригинальным музыкальным мероприятием в России. Ну, например, где еще можно услышать таинственные корейские пхансори или игру виолы да гамбо?
Те, кто уже не в первый раз посещают данное мероприятие, с удовольствием отмечают, что его организаторы продолжают придерживаться традиций и не стремятся сделать проект коммерческим. Так, в этом году на открытие Earlymusic был приглашен ансамблю Солисты Екатерины Великой, чей худрук Андрей решетин является главным учредителем фестиваля. За Солистами последовали выступления контратенора Ценчича и виола да гамбо Пандольфо. Во второй день концерты начались и в Гатчине. Здесь на суд слушателям второй год подряд старинную корейскую музыку представляли ведущие музыканты пхансори. А после них на сцену поднялись москвичи Pratum Integrum, исполняющие целую палитру музыкальных произведений от средневековых баллад до арий эпохи Возрождения.
По традиции параллельно с музыкальными вечерами в рамках фестиваля проводятся и образовательные семинары и мастер-классы. Возможно, отчасти именно поэтому с недавних пор данное мероприятие пользуется широкомасштабной поддержкой властей. В частности партнерам фестиваля являются Министерство культуры РФ и санкт-петербургский комитет по культуре. Также с данным проектом дружат и три иностранных консульства, работающих в Петербурге. Из года в год специально для Earlymusic они привозят сюда своих лучших исполнителей древней народной музыки. В общем руководители фестиваля вовремя поняли, что некоммерческого проекта поддержка властей значит многое, если не все, и научились устанавливать и развивать отношения с властями. Полный зал слушателей – это тоже заслуга организаторов. Это каким же маркетинговым чутьем нудно обладать, чтобы добиться аншлага на концертах одного из самых непопулярных музыкальных направлений?!
Во многом порядок проведения фестиваля в этом году был предопределен прошлогодним Earlymusic. Тогда концерты в основном проходили в зале Государственной академической капеллы, и в первый день фестиваля в этом году здесь тоже звучала музыка. Хедлайнерами прошлого года стали бельгийцы Collegium Vocale Gent, которым зал аплодировал стоя. А потом подошло время впервые презентовать петербуржцам наиболее экзотичный вид фольклорной музыки – корейские пхансори. В этом году корейцы также приехали в нашу северную столицу.
Как сегодня объясняют организаторы фестиваля, в прошлом году они намеренно привезли из Азии наиболее экзотичных исполнителей с целью расширить представления обывателей о старинной музыке. В программке объяснялось, что пхансори – это своеобразный корейский былинный жанр, рассказывающий о злоключения народных героев. На практике же оказалось, что это сильное вокальное исполнение, наложенное на сложный музыкальный ритм и приправленное театральной постановкой. Очень экспрессивные и насыщенные пхансори произвели на публику невероятный эффект и вышли далеко за чисто образовательные рамки. Изощренность голосовых партий корейцев поставила в тупик даже профессиональных вокалистов. Теперь можно ожидать, что исполнители этого оригинального азиатского эпоса будут приезжать к нам намного чаще.