Кризис души, личности, страны
«Борис Годунов» в постановке московского режиссера Александра Тителя на российском театральном фестивале
Московский режиссер Александр Титель представил на конкурс фестиваля «Золотая маска» первоначальную версию оперы из репертуара театра оперы и балета г. Екатеринбург. Оркестром руководил дирижер Михаэль Гюттлер, немец. Он сумел передать остроту стиля автора. Режиссер в свою очередь постарался передать всю сложность состояния души и личности человека при получении власти нечестным путем.
Трагизм рабства души правителя, безмерно любящего власть, что ведет к кризису личности и страны
Цель постановки - показать тот глубокий смысл, который подразумевал сам Мусоргский. Обстановка и одежда отражала не конкретно стародавнюю Русь, а некое место пребывания образа главного героя, который актуален во все времена.
Александр Титель не первый, кто отказался от одеяния 16-го века. Очень интересно представили сцену екатеринбургские соавторы и сценограф Владимир Арефьев, которые располагают действие оперы у высокой мрачной стены с черной лестницей. Она в разных действиях поворачивается и переносит зрителя в совершенно новые места.
Красной нитью в спектакле проходит мысль режиссера о состоянии кризиса. Это наглядно показано в прологе, когда во всей стране давно закончилась нефть, и рабочие чинят и никак не могут починить поврежденную трубу, опускаясь под пол. А рядом стоят поржавевшие пустые емкости от топлива.
В постановке голодный народ в мрачной одежде просит хлеба. Люди смирны и послушны, одеты в неприглядную одежду, покорно делают всё, что им скажут. Сам же Годунов вместо радости испытывает скорбь и страх, спускаясь по лестнице после коронации. Актер Алексей Тихомиров представляет главного героя как тонкую некогда натуру, но в погоне за властью растерявшего эту свою интеллигентность.
Не признанность царствования Бориса
Замечательно справились со своими ролями Александр Морозов, сыгравший Пимена, и Ильгам Валиев (Гришка-самозванец). Они по-разному, но четко показали недолговечность и шаткость царствования Бориса сценой в Чудовом монастыре. А в корчме на границе с Литвой актеры в образе безразличной барменши, Варлаама, орущего песню, пристава показали равнодушие простых людей и взяточничество чиновников.
В это время сам царь в своих кремлевских палатах не находит покоя, а в семье его переживает личную трагедию дочь Ксения. Только маленький сын пока не подозревает всей тяжести обстановки.
В последней сцене фоном служит всё та же мрачная стена, но подданные сидят в кожаных креслах, идет заседание Думы. Они якобы славословят царя, дерутся, вроде бы отстаивая лучшие решения для народа, а, когда входит царь, терзаемый муками совести и, преследуемый образом убитого наследника, всем им абсолютно всё равно, что происходит с Борисом. Его страдания воспринимаются как причуды. Борис остается наедине со своими муками, в полном безразличии, на фоне каменной стены с провалами вместо дверей и окон. Он умирает. Неизбежность этого подчеркивают пустые ржавые нефтяные бочки рядом.
Ностальгия о чистоте и святости
Постановка оперы «Борис Годунов» отразила всю горечь событий тех времен и многострадальность Руси, крушение личности, увлеченной властолюбием. В этом заслуга режиссера Александра Тителя. Но, несмотря на то, сколько подлости и жестокости было присуще тому времени, царь осознал свою преступность, был терзаем муками совести, вплоть до видений окровавленного мальчика, а люди четко понимали значение слов «грех» и «стыд».