Кровь как вода, или вампиры в кинематографе

Кровь как вода, или вампиры в кинематографе
11.04.2014 00:01
Просмотров: 2115

В кинематографе, как в литературе и живописи, существуют темы, к которым художники обращают чаще других. Вечный конфликт отцов и детей, сложности любовных отношений, нелегкие и философские поиски истины, попытки найти решения важных духовных вопросов – всё это вновь и вновь предстаёт перед зрителем в разных вариациях и трактовках, будто давно известная пьеса, которую каждый раз иначе осмысляют на театральных подмостках. В числе тем, пользующихся популярностью у режиссеров со всего мира много лет, - тема вампиров.

С чего всё началось

Современному зрителю первым, пожалуй, придёт на ум нашумевший фильм-сага «Сумерки», снятый по одноименному роману американской писательницы Стефани Майер, в своё время затронувший не одно женское сердце, главным образом благодаря томному вампиру Эдварду Каллену в исполнении Роберта Паттинсона. Никаких глубоких мыслей, конечно, в этой ленте, рассчитанной на аудиторию восприимчивых девочек-подростков, нет, но в умах зрителей ей удалось закрепиться прочно. Казалось бы, на этом тема вампиров себя исчерпала, и все последующие фильмы обречены на невыгодное сравнение, но представленная на Каннском фестивале работа Джима Джармуша, моментально вернула жанр к истокам. Кинокартина «Выживут только любовники» с Тильдой Свинтон и Томом Хиддлстоном в главных ролях пропитана привычным духом интеллектуального авторского кино, и возрождает в памяти полузабытые киноленты трех предыдущих десятилетий.

Вампиры 70-ых, 80-ых

Семидесятые года прошлого века дали киноманам и просто любителям интеллектуального кино о вампирах целый букет прекрасных фильмов. Начать стоит с творения чехословацкого режиссера Яромила Йиериша «Валерия и неделя чудес». Тонкий символизм, граничащий с сюрреализмом, аллегории, цепляющиеся одна за другую, как элементы мозаики – всё это создаёт сюжет о тринадцатилетней девочке, которая живёт на грани сна и яви, на пороге пугающего и притягательного мира взрослых.

Помимо него на фоне прочих не менее интересных работ больше всего выделяется «Куадеккук, вампир». Это кино было попыткой каталонца Пера Портабелла создать документальную ленту о процессе съемок «Графа Дракулы» Хесуса Франка, но в итоге вышла самобытная поэтическая картина, отсылающая к диктаторской идеологии фашизма. Пугающие образы здесь сменяются с откровенно и намеренно смешными, а чёрно-белое изображение недвусмысленно намекает на классику кино о вампирах, а именно «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау и «Вампир» Карла Теодора Дрейера. О первой напоминает и режиссер Вернер Херцог своей работой «Носферату – призрак ночи», великим римейкому оригинального и не менее впечатляющего фильма Мурнау.

В 80-ых смогла выделиться только одна картина – «Голод» режиссера Тони Скотта. Он задействовал в своей работе целую плеяду голливудских звезд. Вампиризм у него – это символ бесконечной любви, пугающим образом воплощенный в жизнь.

Лихие 90-ые

Знаменитый мастер ужасов Гильермо дель Торо дебютировал в большом кино с картиной «Хронос». В ней рассказывает история изобретения некоего алхимика, дарующего вечную жизнь, но ценой вечной жажды крови.

В двухтысячных вампиров стали реже задействовать для сюжета, однако нельзя сказать, что жанр вовсе умер, стоит только вспомнить «Поцелуй проклятой», созданный Ксан Кассаветис и незаслуженно забытый. Теперь «Выживут только любовники». Вероятно, зрителям в ближайшее время стоит ждать новых фильмов о вампирах, но вовсе не в духе «Сумерек», а следующих заветам классического умного кино о проблемах выбора жизни и смерти, и многого другого.

Яндекс.Метрика