Кубический принц Датский в Театре Наций
Известный канадский режиссер Роберт Лепаж и Евгений Миронов, руководитель Театра Наций, представили театральной публике премьеру моноспектакля «Гамлет. Коллаж».
Шекспир, лицедейство и безумие…
Роберт Лепаж посвятил свой спектакль Актеру, который один разыгрывает знаменитую шекспировскую историю. Первоначальный его сюжет оказывается не столь важным. На первое место здесь выходит тема лицедейства, актера-Протея, который беспрерывно меняет свои лики и буквально сходит с ума в своей страстной увлеченности игрой. Игрой, в которой переплетаются жизнь и смерть. Мы видим Актера, как будто вышедшего из легенды Средневековья, – он играет христианского святого и, в конце концов, сам становится мучеником. Спектакль с Мироновым начинается и заканчивается неизменной мизансценой – он в смирительной рубашке сидит в углу палаты психиатрической лечебницы. Все происходящее ранее, с самого начала и до конца, оказывается просто видениями сошедшего с ума актера, которому уже давно негде лицедействовать, кроме как в больнице. Спектакль погружает нас в мир воспоминаний об игре, которая осталась в прошлом, о всепоглощающей тоске по театру, которого никогда не было, да и не могло быть.
В театре Наций уже давно ожидали постановок Лепажа. Режиссера любят и почитают как во всем мире, так и в России. На Международном театральном фестивале имени Чехова в Москве в разное время были представлены все его лучшие спектакли. Ранее, почти восемнадцать лет назад, Лепаж уже ставил «Гамлета». «Эльсинор» - также моноспекталь, представлял собой монтаж фрагментов из «Гамлета», разыгрываемых одним актером – самим Робертом Лепажем.
Сегодня Лепаж переносит нас в картину мира эпохи Ренессанса. Перед зрителем предстает объемный куб, который беспрерывно находится в каком-то движении в воздушном пространстве. И в глубине этого куба, в самом его центре, – человек, актер, разыгрывающий «Гамлета». Лепаж будто моделирует Вселенную, центром которой является человек, постепенно начинающий осознавать, что ее существование от него не зависит.
Многоликий Евгений Миронов в мире Одиночества
Перевоплощения Евгения Миронова поражают воображение. Используя разные хитрости и уловки, технические эффекты, он мгновенно преображается до полной неузнаваемости. След губной помады, парик, затемненные очки – и перед нами Гертруда, мать Гамлета. Торжественный мундир, накладная борода – и мы уже видим Клавдия. Золотистые волосы отличают Офелию…. И каждый герой разговаривает своим особенным, только ему свойственным голосом. Здесь представлены вариации от тонкого, высокого женского голоса до приглушенного низкого мужского баса. К концу спектакля роли все чаще меняют друг друга. И Миронову теперь уже достаточно какого-то особого жеста, наклона головы, перемещения – и перед нами новый персонаж.
Это действительно театр одного актера. Мир, где находится только один человек, все остальное – мираж, видение, фантом. Мир одиночества. Монологи героев обращаются в пустоту. Общение происходит по телефону или в письмах. Одиночество – это главная трагедия, о которой рассказывает Лепаж во всех своих спектаклях.
Немного о недостатке эмоциональных переживаний
«Гамлет. Коллаж» действительно потрясает своей визуальной красотой и совершенством, впечатляет своей технологической сложностью и безупречностью воплощения идей. Однако, возможно, вследствие этих новаторских технологических нововведений, спектакль теряет эмоциональную насыщенность. Психологические переживания отходят куда-то на задний план. А перед нами предстает лишь нескончаемая череда превосходных красивых картин. Несмотря на это, премьера Театра Наций «Гамлет. Коллаж» - грандиозное событие в культурной и театральной жизни всей России.