Лео и Алексей собрали саксофонистов
Есть такое понятие в музыке как импровизация. Особенно славятся ей исполнители некоторых жанровых направленностей, например, джазмены, которые могут часами играть совершенно неподготовленные композиции. И так это славно у них получается, что многие продюсеры выпускают такие выступления на дисках.
Одним из них является бывший советский иммигрант Леонид Фейгин, который на родине занимался пряжками в высоту, а приехав на Туманный Альбион решил открыт собственную звукозаписывающую компанию. Его лейбл Leo Records существует уже 35 лет. Открыл для себя Фейгин джазовую импровизацию в начале 80-х. Тогда в его руки чисто случайно попала запись Чекасина, Тарасова и Ганелина, которая настолько поразила меломана, что он решил выпустить ее в широкий тираж. Так Англия познакомилась с советским джазом, а Фейгин основал свою компанию. С тех пор многое в жизни продюсера изменилось: он обзавелся семьей, стал известным в узких кругах специалистом по джазовой импровизации, открыл немало талантов и привлек к сотрудничеству не один десяток исполнителей с мировым именем. Однако единственное, что до сих пор остается неизменным у Лео, так это его страсть к отечественным молодым талантам. Ежегодно он приезжает в Россию для того, чтобы послушать молодые коллективы.
В этот раз Лео приехал для того чтобы присутствовать на московском фестивале импровизаторов, который проходит в столице уже во второй раз. Основателем данного мероприятия является известный саксофонист Алексей Круглов. По задумке в фестивале должны были принимать участие российские джазмены, которые выпускают свои пластинки под лейблом Лео. Однако, участников в итоге было намного больше, и фестиваль растянулся аж на целых четыре дня.
Как говорит Лео, в джазе нельзя без энтузиазма. Джазовая импровизация часто требует от мастеров совершено бескорыстного отношения к музыке. Иными словами, такая музыка не кормит. Самому Лео приходится работать на звукозаписывающий студии почти в одиночку. Только бывшая жена помогает ему создавать обложки для альбомов, а дети – укладывать диски в коробки. Все остальное делает либо сам Лео, либо записывающиеся у него музыканты. Так происходит потому, что джазовая импровизация очень узкий сегмент на музыкальном рынке. Пластинки музыкантов ценятся несколькими тысячами поклонников в мире. На большую аудитории рассчитывать не приходится. Государственных дотаций данная отрасль также не получает, ни в Англии, ни тем более в России.
Прошедший в Москве фестиваль был призван популяризовать это направление, открыть москвичам новые имена. Выступления проходили на четырех концертных площадках: В Царицыно в Баженовском зале, в клубе Эссе, в Мастерской и в Доме Культуры. Музыканты менялись на смене с невероятной скоростью, на глаза у зрителей распадались одни ансамбли и создавались другие. Один и тот же джазмен мог выступить на нескольких сценах и каждый раз с новой программой, как того и требует понятие импровизация. Особенно запомнился зрителям феерический пианист Андрей Разин, который отметился сразу несколькими соло и дуэтами, например, с самым известным в России джазовым барабанщиком Олегом Юдановым.
Отдельного упоминания также заслуживает вечер памяти Дейва Брубека, во время которого музыканты и московская публика вспомнили самые известные композиции этого уникального исполнителя.