«Макбет. Кино» - новая постановка Бутусова в должности художественного руководителя Ленкома

«Макбет. Кино» - новая постановка Бутусова в должности художественного руководителя Ленкома
07.04.2014 23:58
Просмотров: 1546

Юрий Бутусов представил в Театре Ленсовета свою новую работу «Макбет.Кино»

Новый спектакль режиссер поставил в статусе художественного руководителя театра. Бутусов известен как лауреат премии «Золотая маска» за спектакль «Чайка» - любовное признание театру талантливого режиссера-новатора. До нее спектакли Бутусова отличались бурной фантазией и бесчисленным количеством самых фантастических новинок в режиссуре, но все равно следовали определенным канонам и театральным традициям. «Чайка» стала отправной точкой для полного отрицания всех правил и принципов. Если предыдущие работы создавались под пристальным наблюдением руководства театра и сокращались по первому требованию, то в «Макбете» подобные препятствия полностью исчезли. Сюрреалистические фантазии в полном объеме воплощены в постановке. «Макбет. Кино» стало своеобразным испытательным полигоном для Юрия Бутусова, который воплотил в нем все приемы, абсолютно не ограничивая полет режиссерской фантазии.

Новаторство «Макбет. Кино»

В «Чайке» режиссер признавался в любви Мельпомене, в «Макбете» такие же страстные признания звучат в адрес кинематографа. Сложное световое оформление повторяет работу камер на съемочной площадке. Звуковое и музыкальное сопровождение местами также напоминает киношные спецэффекты. Весь спектакль как хорошо смонтированный фильм, в котором эпизоды стремительно сменяют друг друга, иногда не являясь продолжением предыдущего. «Макбет» Бутусова можно с полной уверенностью охарактеризовать, как представление дураков, играючи развязавших очередную мировую катастрофу, но не имеющих понятия, что с ней делать дальше.

Это подтверждает и начало с одиноко стоящей дверью, на которой белеет надпись мелом: «ЮБ – дурак». И звучит она скорее как признание. Стрельба Банко и Дункана из воображаемых ружей. Бегающие по сцене девушки с криками, похожими на встревоженных птиц. Неистовая дискотечная пляска с гуляющим по залу лучом прожектора, которым управляет сам Бутусов. Полуобнаженные ведьмы, просто стоящие на сцене под музыку. Град покрышек на безжизненное тело Банко. Сумасшествие вселенского масштаба с глюками и хаосом – все это «Макбет» Бутусова.

Леди Макбет – суть и мозг постановки

Лаура Пицхелаури в роли Леди Макбет – суть и основа спектакля. Даже если убрать все, кроме четырех действий с ее участием, спектакль не потерял бы своего смысла и остался бы абсолютно целостным. В первом действии она читает письмо Макбета – ритм и звучание речитатива как будто предрекает последующую за этим цепочку трагических событий. Яркая точка в монологе – красное платье означает, что кровавая игра началась. Следующая сцена подготовки Макбет к убийству Дункана практически без слов. Слова заменяет выразительная игра мимики и жестов. Даже понимание, что расплата за совершенное близка и неизбежна, виртуозно передано выразительной игрой рук.

В третьем действии сцена убеждения Макбет в необходимости устранить слуг Дункана начинается с экспрессивного, с налетом мистики, бешеного танца под «Smooth Criminal» Майкла Джексона. Уже следующий за этим разговор она ведет охрипшим, почти потусторонним голосом. До самого конца четвертого действия Леди Макбет больше не появится – ее безумие уже свершилось. Она появится только раз, чтобы «выплеснуть» остатки под полную отчаяния песню Джексона и снова, ковыляя и прихрамывая, удалиться. Никогда еще Бутусов в своих постановках не был так созвучен с современной эпохой – одна катастрофа закончилась, но другая может начаться в любой момент.

Яндекс.Метрика