Маскарад человеческих чувств, новое прочтение Лермонтова
Угаров поставил спектакль по мотивам произведения Лермонтова «Маскарад, маскарад» на сцене Центра имени Мейерхольда.
Скажем честно, режиссер мало, что оставил от пьесы Лермонтова, скорее внес элементы классического произведения в свою собственную концепцию. Впрочем, Вы легко узнаете главных героев. Их характерность Угаров решил оставить без изменений: настоящий роковой мужчина Алексей, его очаровательная жена Ниночка, Дмитрий, которого он спас от проигрыша в карты, загадка потерянного браслета. Сам режиссер пытался не просто переосмыслить классику, а, скорее, показать нашу жизнь, полную борьбы и … секса. Тем не менее, герои мало действуют, больше размышляют о вечных ценностях.
Сложно сказать, в каком времени живут герои: здесь есть и очарование викторианской эпохи Англии, и отзвуки советской эпохи, и современная лексика, и шутки вне времени. Угарову удалось соединить все эти вехи истории гармонично, мы видим вполне целостную и логичную картину, а проблемы и жизненные испытания героев хорошо знакомы и нам. Мы видим сегодняшний день, нашу жизнь, бесстрастную и бесчувственную.
Новые решения и смелые эксперименты, отсутствие четкой привязки к определенной эпохе или пьесе – конек спектаклей Угарова.
Не в первый раз режиссер ставит такой спектакль: его постановки всегда актуальны, делают акцент на острых социальных проблемах. Он не боится интерпретировать произведение Лермонтова таким образом, чтобы «Маскарад» заиграл новыми красками, новыми сюжетными линиями. Несмотря на соединение нескольких эпох и ухода от изначального текста пьесы, ощущения «размытости» сюжетной линии не создается: спектакль построен четко, слаженно, все действия героев логичны, а их разум всегда одерживает победу над голосом сердца.
В творении Угарова все абстрактно: люди, эмоции, время. Здесь нет четкой привязки к реальности, герои похожи скорее на персонажей фантастического фильма о виртуальной реальности. Шаблонные фразы и чувства захватили героев, в спектакле нет места настоящим эмоциям и страсти.
В нашей жизни давно нет места чувствам
Любовь в этой постановке – всего лишь ничего не значащее слово. Персонажи представляют собой голливудские идеалы красоты: мускулистые мужчины, очаровательные блондинки. Все эти персонажи живут сегодняшним днем и не знают, что такое чувствовать по-настоящему. Они холодны, актерам удалось чудесно сыграть персонажи без эмоций, без четкого выраженного характера и стремлений.
Алексей любит Нину не по велению сердца, а потому, что «так надо», она же его жена. Когда он увидел ее браслет на Дмитрии, рассуждения его вполне спокойны и холодны: «Она отдала ему свой браслет – она мне изменила – ее надо убить».
Внешняя строгость и классика пьесы тесно переплетается с маскарадом, где дамы и кавалеры не только танцуют, но и совокупляются друг с другом.
Необычный ход Угарова: если в произведении Лермонтова отравленным было мороженое, то в современном прочтении это салфетка. Весь трагизм сцены для Алексея заключается в том, что на пороге смерти Нина не признает его убийцей, считая, что ее наказывает Бог. Впрочем, он и здесь остается холоден, и смерть жены его никак не трогает. Даже узнав о невиновности Нины, герой Егора Корешкова не терзается муками совести, а просто отправляется на войну.
Интересная деталь: по сюжету Алексей отправляется в Крым, а исходя из событий последних дней, у зрителя создается ощущение, что едет он туда на выручку к Януковичу.
«Маскарад маскарад» получился таким, как его задумал Угаров: бесстрастным, четким, логично продуманным. Надеемся, зрители по достоинству оценят такое прочтение классики.