На диване с Джейланом
Лидеры и аутсайдеры фестиваля
На кинофестивале в Каннах порадовали своими фильмами Дэвид Кроненберг, Томми Ли Джонс, Атом Эгоян, Нури Бильге Джейлан, Матье Амальрик и другие режиссёры.
Журналисты особенно отметили «Мистера Тёрнера» (Майкл Ли) и «Зимнюю спячку» (Нури Бильге Джейлан).
Был раскритикован фильм о педофилах «Пленница» (режиссёр Атом Эгоян), не пришлись по вкусу новеллы «Дикие истории». Лестные отзывы от французов получил мавританский режиссёр Абдеррахман Сиссако с его драмой об Африке «Тимбукту». Эгоян вызвал шквал разных суждений по поводу своего фильма, а вот «Чудесам», режиссёром которых выступила итальянка Аличе Рорвахер, совсем не повезло с оценками.
«Зимняя спячка» Джейлана
Нури Бильге Джейлан желанный гость на Каннском кинофестивале. Режиссёр два раза удостаивался награды (в 2002 году за «Отчуждение» и в 2011 за «Однажды в Анатолии»). Сейчас лидирующее место занимает его «Зимняя спячка». О чём этот фильм?
Почти три с половиной часа на экране показаны люди, занятые разговорами на философские темы. У главного героя (землевладельца) своя гостиница. Он любит лежать на диване и размышлять о жизни. Что касается дел, то он во всём полагается на своего помощника (чтобы решить вопрос с арендой, например).
Диван занят также его сестрой, которая покинула Стамбул, где остался её муж алкоголик. Она любит почитать и поговорить. И так между делом спрашивает у брата, что он думает о непротивлении злу насилием. Также спустя час можно увидеть жену хозяина, которая занимается благотворительностью.
В фильме присутствует имам и его семья. Они противопоставлены буржуазии. Имам беден, но вежлив, а вот характер его брата оставляет желать лучшего. С ним живёт жена, мать и сын, бросивший камень герою в окно. Можно судить о классовом противостоянии, хотя Джейлан расставляет свои приоритеты по-своему.
Герои у режиссёра будто сошли со страниц нашей литературы девятнадцатого века. Здесь и Чехов, и Достоевский (деньги летят в камин), и Тургенев с его «Обломовым». Режиссёру важно показать, как герои сами оценивают свои слова и поступки. Интересно, что каждый человек в фильме «в чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает». Главному герою не нравятся грязь и небрежность, критика от него льётся не переставая, смягчаясь лишь гуманными высказываниями жены и сестры.
Смысл диванных разговоров
Все эти разговоры, имеющие разоблачительный подтекст, можно вытерпеть и три часа. Главный вопрос – ради чего? Можно и так обсудить московскую застройку, интеллигентность православных попов, смерть деревень. Главное – на диване.
Оживления в фильм вносят случайные герои – туристы, японцы, мотоциклист с бородой. Хозяин гостиницы пытается разглядеть в чужих окнах интересную жизнь, как и сам режиссёр. Каждый герой несёт в себе частицу Джейлана.
Причем эта параллель прослеживалась неоднократно. Изображение супружеских отношений в «Зимней спячке» напоминают его «Времена года», в которых рушился брак пожилого профессора и молодой жены. В «Зимней спячке» связи между супругами также нет. Они далеки друг от друга, но их взгляды в конце фильма дорогого стоят. Ведь самое важное – это не обсуждение мировых проблем и размышление над философскими вопросами, а то, что люди нуждаются друг в друге. Пусть каждый человек несовершенен – это не имеет никакого значения.
Но какое это отношение имеет к нам? К тем, кто три с лишним часа наблюдал за тем, что Джейлан признал пустым? Ведь мы выступаем здесь в роли туристов, которые мимолётно взглянули на жизнь в этой гостинице и уехали.