На этой неделе в прокате Гравитация
В минувшие выходные в прокат вышел новый блокбастер Гравитация о бескрайнем космосе и покоряющих его бесстрашных космонавтах. Этот фильм, без сомнений, войдет в анналы киноистории как лента, пользовавшаяся бешенным спросом у американских кинодив. Претендентки на главную женскую роль в лице самых известных актрис Голливуда буквально выстраивались в очередь у дверей главного режиссера картины Альфонса Куарона. Поначалу съемочная команда остановила свой выбор на прекрасной Анджелине Джоли, но когда та запросила баснословный гонорар, решили изменить свои предпочтения. В итоге главная женская роль ушла к Сандре Булок, а главную мужскую получил неувядающий ловелас Джордж Клуни.
Фильм рассказывает о нелегких испытаниях, выпавших на долю американских космонавтов на орбитальной станции. В Великобритании, где данный киноопус вышел в прокат несколько раньше, чем в России, Гравитацию поспешили окрестить новой Космической одиссеей и назвать картину одним из самых значимых фильмов последнего десятилетия. При этом, по-видимому, англичан совершенно не волнует тот факт, что в 1968 году, когда Стенли Кубрик выпустил легендарную Одиссею, не было технических возможностей достоверно воспроизвести на экране космические пустоты, поэтому то, что удалось тогда малыми силами сделать режиссеру, действительно воспринимается как нечто великое. Сегодня же технологии 3D и IMAX доступны абсолютно всем режиссерам, даже самым бездарным. Были бы, как говорится, деньги. Наверное, с этой точки зрения работа оператора Эммануэля Любецки в новой картине достойна даже большего восхваления, чем режиссура Куарона, так как именно Любецки приходилось накладывать лица актеров в скафандрах на космические панорамы.
Основная сюжетная линия рассказывает о злоключениях американской космонавтки в открытом космосе, глее ей удалось выжить практически только в одном космическом шлеме. Но основной сюжет здесь далеко не главный. Удовольствие от фильма складывается в основном из мелочей. Из монолога героя Джорджа Клуни о том, как он мечтает побить рекорд пребывания в открытом космосе, установленный российским космонавтом; из иконки Христофора Колумба, покровителя всех путешественников, которой вопреки христианской морали оказывается наделен собачьей головой; из пиетета режиссера к достижениям советской космонавтики: персонаж Джорджа Клуни свято верит, что лучшим космическим топливом является водка, а мимо него время от времени проносятся осколки взорванного русского спутника.
Вообще персонажи в фильме гораздо менее привлекательны, чем антураж. И Клуни, и Булок выглядят жалкими на фоне всеобъемлющего космического пространства. И, кажется, они бы в нем и потерялись, если бы не водка, песья голова Христофора и еще несколько десятков подобных им тоненьких ниточек, которые заставляют комических рейнджеров хотя бы время от времени вспоминать о том, какая у них была жизнь на Земле.
Из этих же обрывочных фрагментов постепенно складывается полная картина. Мы узнаем, что у главной героини несколько лет назад умерла четырехлетняя дочь, и больше дома ее ждать совершенно не кому. От этого становится только еще тоскливее…. Хотя, забегая вперед, скажем, что сценаристы наградили фильм более или менее счастливым концом. Но это не мешает зрителю во время просмотра погружаться в нерадостные экзистенционалистские раздумья том, для чего существует человек во вселенной, и стоит ли ему жертвовать самым дорогим, для того чтобы ее покорять. К сожалению, ответа на них ни сценаристы, ни режиссер не предусмотрели. Так и приходится выходить из кинотеатра с неприятным ощущением недосказанности.