Необычный спектакль «Алиса» Андрея Могучего
Новый руководитель Большого драматического театра
Режиссер Андрей Могучий, который является руководителем петербургского Большого драматического театра, поставил свой первый здесь спектакль, который носит название «Алиса», главная роль в спектакле досталась Алисе Фрейндлих.
Могучий планирует изменения в театре, связанные в первую очередь с его модернизацией, выход на современный уровень, эксперименты с различными видами искусства, с возможностью постановки спектаклей лучшими европейскими режиссерами. Сейчас здание театра находится на реконструкции, и нынешний сезон открылся в новом помещении.
Могучий использует сцену в качестве части спектакля, декорации находятся абсолютно везде. Спектакль «Алиса» поставлен на старшее поколение труппы театра. Такое решение было довольно рискованным, так как от того, как пройдет спектакль завесила и репутация его режиссера. Но риск оказался оправданным – руководитель театра справился с задачей.
Спектакль весьма интеллектуальный, хотя и не несет в себе никаких радикальных идей и построен на различных эффектах, его идеи вечные, с одной стороны простые, но в, то же время, очень важные. Спектакль поставлен вовсе не по книге «Алиса в стране чудес», режиссер создал свою уникальную историю, где даже и эта книга является ее частью, как воспоминание из прошлого. Однако герои истории те же что и в книге, хотя их и не называют напрямую.
Чудеса прекращаются
Зрители, после того, как садятся на места, понимают, что они находятся на сцене, которая сплошь скрыта под белой драпировкой. Здесь же оказывается и Алиса, вдруг возникнув из реального мира, ее появление напоминает героиню книги. Какое отношение между персонажами из спектакля и книги, сказать довольно непросто. Возможно это одна и та же Алиса, но только разного возраста, возможно, она просто читает о невероятной жизни своей тезки и ей хочется совершить нечто подобное, а возможно сама Фрейндлих попала в этом мир театральных фантазий, который ее совершенно изменил.
Алиса таинственным образом оказывается в пустом вагоне, который слишком похож на ее квартиру, и который как выясняется и является той страной чудес, только спящей. В этой стране живут те же персонажи, что и в книге, хотя и состарившиеся и ставшие совсем взрослыми, точно так же как и сама Алиса. Все эти герои узнают Алису, а она их совсем не помнит. Они продолжают говорить на своем языке, только теперь она их не понимает.
В этом мире чудес, чудеса, уже, увы, не случаются. Чудеса здесь закончились, и все объясняется рационально.
Герои для своего спасения ждали появление Алисы, но это не изменило ситуацию. И единственный из нее выход, вернуться в прошлое и попробовать его воскресить.
Далее на сцене появляется кукла маленькой школьницы, и зрители слушают историю о девочке и ее жизни в блокаду. Это похоже на биографическую историю главной актрисы, но речь тут скорее идет об общей истории, встречи прошлого и настоящего, которая помогает вновь обрести связь и гармонию. И на сцене происходит появление уже маленькой девочки, которая знает все правильные ответы.
Во втором акте зрителей ждет сюрприз
Во втором акте действие происходит уже в другом помещении – где все черное, а актеры играют прямо между зрителями, в непосредственной близости от них. Далее выясняется, что актеры и зрители поменялись местами и теперь зрители играют вместе с актерами. Во втором акте в полной мере использован эффект присутствия, спектакль играется в манере дружеской встречи, а актеры произносят монологи, которые связаны с жизнью главной героини.
В конце спектакля Алиса обретает себя и возвращается в реальный мир.