Новое платье «Царской невесты»
Драматург-новатор Андрей Могучий, режиссер и руководитель БДТ имени Товстоногова представил на суд зрителя постановку оперы « Царская невеста». Премьерный показ состоялся в Михайловском театре города Санкт-Петербург. Новое решение удивило современного зрителя и возмутило зрителя консерватора.
Слаженный тандем солистов и оркестра под руководством дирижера Михаила Татарникова смогли передать главный замысел режиссера, который звучал так: короткое счастье и долгие невзгоды. Дирижер сохранил все нюансы классической оперы. Эмоциональная составляющая часть оперы выдержана в идеальных пропорциях. В финале тихо и глухо звучит закулисный хор, не понято только одно - это задумка режиссера или недоработка.
Исходя из либретто, трудно не затронуть политическую тему и не провести аналогию между Россией того времени и Россией современной, тем более, когда есть очевидные сходства. Устроившие анархию за спиной царя опричники, под руководством Малюты ассоциируются с работниками НКВД. Но Андрей Могучий устоял перед этим соблазном, решив, что эта тема давно избита. Слишком просто и не интересно показывать то, что было показано тысячу раз.
Сценограф Максим Исаев вместе с режиссером все-таки добавил перчинки в свою постановку
Новым режиссерским решением было перекрещение времен. Результатом синтеза стали костюмы и декорации совершенно не свойственные классической опере. Тут то и начинается полет фантазии. Все перемешалось: детский хор в костюмах бояр, взрослый смешанный хор с гвоздиками, как на демонстрации. Грязнов из-за неразделенной безответной любви переводит душевные истязания в физические (нанося себе увечья).
Римский–Корсаков и не предполагал такой трактовки своей оперы
Осветитель находится прямо на сцене, держа в руках софит, смена декораций происходит посреди действия, а выход на сцену актеров осуществляется в деревянных коробках, то ли ящиках, то ли гробиках. Все это создает впечатление спонтанности и сиюминутности. Будто непреодолимая сила тащит актеров на сцену прямо здесь и прямо сейчас.
Сцена счастья тоже не осталась без особого внимания. Решив копнуть еще глубже обычного и использовав двусмысленность некоторых слов, признание в любви превратилось в арт хаус с оперной озвучкой. Реплики влюбленных проносятся бегущей строкой на заднем плане, ведь это царская Россия, в которой любить можно только с позволения царя. На транспарантах написано то, что нельзя произносить вслух - признание в любви. Марфа в новогодней гирлянде, на стремянке, на фоне электрических лампочек. Это режиссерское видение того, что девушка светится от счастья. Рядом с ней ее возлюбленный, который стоит на соседней стремянке, украшенной цветами, они сливаются воедино, в дуэте. Такая вот она, романтика у реформаторов.
Царь - олицетворение не только одного угла треугольника, но и символ тоталитарного режима
Царь в этой постановке не только один из главных героев, но и олицетворение суровой власти, диктаторской политики. У Грозного под контролем все государство. Таких суровых «ежовых рукавиц» русский народ еще не видывал. Для усиления эффекта слово «царь» высвечивается два раза за всю оперу. Это некое всевидящее око. Первый раз в середине спектакля на особенной конструкции над сценой и второй раз в финале на кулисах большими кроваво-красными буквами.
Улыбающийся парень, еще один режиссерский ход
Могучий добавил в свой спектакль парня, который стоит и просто улыбается в драматических сценах. Эдакий символизм для капризного зрителя.
Несмотря на то, что опера полна странных нюансов, Могучий подошел бережно в отношении музыки, поэтому весь драматизм сохранен. Сюжет «Царской невесты» - тревиальный любовный треугольник. Вся опера построена по принципу «вопрос-ответ», режиссер загадывает, зашифровывает мысль, а зритель отгадывает и трактует по-своему. Постановка « Царская невеста» дает пищу для размышления - каждому своё. Традиции и новаторство, привычное слуху и абсолютно новое для глаз, удивительное чудо не для всех, но для каждого.