Оговорка по Фрейду или memento mori
На экранах российских кинотеатров зрители могут вновь увидеть Роберта Уильямса в компании с Милой Кунис в трогательной комедии «Этим утром в Нью-Йорке».
Фильм – размышление главных героев, вместе с Мелиссой Лео, Питером Динклейджем, Хэмишем Линклейтером, о неизбежном факте, что все смертны, смысле и бренности жизни.
Оговорка по Фрейду
Герой Роберта Уильямса - неврастеничный дедуля, сердитый на всех и на вся - Роберт Альтманн, который попадает в клинику с жалобами на мигрень, но в ходе исследования доктора выявляют аневризму головного мозга. Раздражённая своим котом, молодая доктор Шэрон Джилл (Мила Кунис) в споре с Робертом, ошибаясь, проговаривается, что времени у больного осталось от силы полтора часа до смерти. Что ж не совсем так, на деле Роберт может прожить ещё почти два года, но Альтманну об этой ошибке уже не суждено узнать. Он в отчаянье и в шоке сбегает от врачей, чтобы успеть прожить остаток на полную катушку: любить жену (Мелисса Лео), принять тот факт, что один из его сыновей погиб, второй - балерун и увидеть брата (Питер Динклейдж – один из главных героев сериала «Игры престолов» и недавно вышедшего на экраны «Люди Икс: Дни минувшего будущего»).
Доктор Шэрон, приняв антидепрессанты, пускается в поиски Роберта, чтобы исправить свою ошибку, параллельно прокручивая и переоценивая свою жизнь.
Тема, стара как мир
Фильм, своей трагикомичностью, содержанием и способом заставить кинозрителя смеяться и плакать, на первый взгляд может напомнить немецкую кинокартину «Достучаться до небес», американскую «Мой парень - псих» или французскую «1+1». Кинолент, в которых главные герои перед смертью пытаются «дожить» и исправить все свои ошибки много. Но в основу сценария заложен сюжет трагикомедии 1997 года, умершего 1 мая на 68 году жизни, израильтянина Аси Дайана, автора 16 картин и сыгравшего 50 ролей в фильмах, «92 минуты мистера Баума». Фильм Дайана более язвительный - главный герой пошёл ещё дальше в своих размышлениях – его интересует не только смерть, но и ритм жизни своей страны. Но практически оскароносного режиссёра Фила Олдена Робинсона (25 лет назад номинировался на Оскара с фильмом «Поле чудес») больше волнуют вопросы вечности, а не тленности.
У Роберта Уильямса, непревзойдённо сыгравшего в драме «Куда приводят мечты», который сам пережил три раза схожие переворотные моменты в своей судьбе, драматический герой то и дело побеждает комического актёра, умеющего расшевелить даже самый статичный сценарий. Харизма и талант других актёров скатывается до одной – двух фраз, как умилительная шутка Питера Динклейджа при семейных объятьях, или Кунис, с её умением вспыхивать в кадре с огнём в глазах. Мелиссу Лео взяли на роль так, для престижа.
Memento mori
В фильме заложена глубокая философская идея о смысле жизни, ценности каждой прожитой минуты и человеческих отношений, о неизбежности смерти, но вместе с тем, режиссёр бездарно использует актёров, способных оживить, вложить больше души, сделать интереснее и смешнее его картину. Но, тем не менее, скучным фильм тоже назвать нельзя. Это добрая, архаичная, нескладная трагикомедия, которая способна не только усыпить зрителя, на протяжении всего фильма, закадровым текстом, но и разбудить и взбодрить финалом, растрогать своей бесхитростностью и доверчивостью.
Чтобы закрепить в зрителе мысль о том, что жизнь не вечна и все мы смертны, свою memento mori автор фильма пропускает трижды. Сначала вкладывает в уста главного героя, затем голосу за кадром и в конце – громко и хором, что обязательно хочется что-то сказать в ответ.