«Опера априори» - причудливое название, необычное содержание, редкие имена

«Опера априори» - причудливое название, необычное содержание, редкие имена
18.02.2014 20:00
Просмотров: 2188

Столичная консерватория принимает «Оперу априори» - необычный во всех смыслах фестиваль из пяти концертов знаменитейших исполнителей из разных стран, исполняющих музыку, которую до этого практически никогда у нас не слышали. 5 месяцев и столько же концертов — вот краткое описание.

Открывающий концерт — восходящая оперная звезда Юлия Лежнева, программа «От барокко до Моцарта».

Через месяц - сразу две «интеллектуальных оперы» - Бартока и Курбатова.

Апрель — камерную программу исполнят Йонас Кауфман, аккомпанемент Хельмута Дойча.

Май — Стефани д’Устрак, мы услышим «Летние ночи», «Смерть Клеопатры» в сопровождении, как и в случае с Юлией Лежневой, оркестра «Musica Viva» п/у Александра Рудина.

Июнь, заключительный концерт — Суми Чо с «Безумством любви».

В планах продюсеров — сделать «Оперу...» ежегодной и постоянно уникальной. Его уникальность будет держаться на трех «китах»: гала-концерты оперных звезд, камерное исполнение старинных шедевров и премьеры опусов современных композиторов.

Кто же исполнители? Например, Юлия Лежнева, открывшая фестиваль — несомненный «меткий выстрел» организаторов. Феерический взлёт карьеры, в первый год совершеннолетия уже выступала на сценах Зальцбурга и Пезаро с Доминго и Флоресом соответственно. Дальше — больше: она лицо фирмы «Decca records», критик Лепрехт от неё в восторге (знатокам оперной критики это говорит о многом), она любимая исполнительница Марка Минковского, различных музыкальных наград — больше десятка. В старинной музыке Лежнева как рыба в воде, поэтому стоит послушать, как она вместе с Musica Viva проведет слушателей от «Agitata da due venti» до «Exsultate, jubilate».

Продолжение - «Интеллектуальная опера: за гранью воображения». Б. Барток в 1911 году написал единственную оперу, она мрачна, импульсивна, изобилует аллюзиями. Впрочем, трудно иной представить оперу про убийцу и мучителя Синюю Бороду (средневековый Чикатило — Жиль де Рэ). Прежде всего, непростой путь к зрителю у либретто — от Метерлинка к либреттисту Бартока, да и без Фрейда, похоже, не обошлось. Поют только герцог и его жена, а жертвы в семи страшных тайных комнатах, запертых и страшных, молят о пощаде. Фрейдисты увидят здесь намек на подсознание и его тайны, а остальным тоже будет не скучно, публичное выяснение отношений между супругами лучше слушать в опере, чем в жизни, не правда ли?

Опера вундеркинда Курбатова написана гораздо позже 1911 года — в сравнительно спокойном 2009-м — но идиллией не пахнет и здесь. Стоит только узнать, что Чёрный монах — плод воображения главного героя, сумасшедшего, идущего к излечению, выходу из своей скорлупы...и ужасу. Любителям психоанализа опять же есть чем «поживиться».

Приезд тенора Кауфмана — сенсация для БКЗ (но не для Рублевки, где он выступал в прошлый свой приезд к нам). Знаменитость «Метрополитена» представит камерную программу «Зимний путь». Ожидаются, как всегда у него, чудесные пианиссимо и радостные овации. Оперные гурманы, как говорится, предвкушают.

Завершающие два концерта — женские, и какие же замечательные эти исполнительницы! Стефани д'Устрак, аристократичная и талантливая, которой по силам даже мужские партии, побалует публику берлиозовскими «Летними ночами» и «Смертью Клеопатры».

Оперные любители психоанализа, несомненно, заинтересованно отнесутся к суицидально-сумасшедшему миксу, если так можно выразиться об оперных ариях (например, «Лючии ди Ламмермур»), которые исполнит Суми Чо своим серебряным сопрано, несомненно, выйдя на сцену как всегда в великолепном платье.

Яндекс.Метрика