Подарок на юбилей Театра на Таганке преподнес Андрей Стадников
В последнее время в театральной среде режиссеры и актеры стремятся привнести в свои постановки нечто незакономерное, чтобы зритель, ожидая увидеть на сцене одно, получал бы совсем другое.
"Репетиция оркестра"
Руководствуясь этим принципом, Андрей Стадников поставил документальный спектакль "Репетиция оркестра" на сцене Театра на Таганке. В работе над спектаклем принимали участие выпускники Школы театрального лидера. Эта работа стала дипломным проектом группы, которую приурочили к юбилею Театра. В основу сюжета легли интервью театральных работников: менеджеров, охранников, уборщиц и т.д.
Действие происходит в зале; сцена практически не используется; максимум - несколько минут на авансцене. Молодые актеры, в роли уборщиц, пиар-менеджеров и других "незаметных" служащих театрального искусства, ведут представление, находясь между рядами зрителей. Неожиданно, актер прерывает монолог и начинает вставлять собственные фразы и замечания, которые адресованы режиссеру-постановщику. Зрители несколько растеряны таким внезапным поворотом "сюжета". Еще большее смущение вызывают эпизоды с игрой на гитарах, как на гуслях; старыми телевизорами с "белым шумом" иногда показывающим чьи-то лица или фрагмент, когда актерам нужно с разбегу врезаться в белую стену, которую со времен Давида Боровского стали считать символом Театра на Таганке.
Внезапность для публики
Стоит ли говорить, что подобное "сценическое" действо произвело на публику не самое лучшее впечатление. Зрители демонстративно покидали зал; оставшиеся нарочито громко критиковали постановку и ее музыкальное сопровождение. Имела место быть даже потасовка, которая, впрочем, прервала спектакль всего на минуту, без включения света.
Был ли подобный интерактивный эффект задумкой режиссера или все скандалы, срывы спектакля и драки произошли спонтанно? В какой-то момент потерялась грань между документальной постановкой и происходящим в зале на данный момент.
Тяжести постановки
Скандалы и трудности, связанные с показом "Репетиции оркестра" начались задолго до премьеры. Первые высказывания недоброжелателей о проекте Андрея Стадникова были еще в ноябре, когда состоялся первый этап дипломной работы - выставка Ксении Перетрухиной. Тогда противниками выступила часть труппы театра; они пытались сорвать выставку; позже публика пыталась сорвать премьеру "Репетиции оркестра", где Ксения отвечала за художественное оформление.
Замысел режиссера
Режиссер Андрей Стадников, рассказывая о мыслях, которые хотел донести до зрителя, делится, что ему было важно показать спектакль о том, как он ставит спектакль. Он подчеркивает свое дилетантство. Не менее важным было показать в спектакле историю Театра на Таганке и ее жизнь, которую олицетворяют незаметные люди. Эти люди скучно и не интересно рассказывают об известном театре, но преображаются в ярких рассказчиков, когда нужно сказать несколько слов о себе.
Выставка Ксении и спектакль Андрея еще не отшлифованы до совершенства. Оба проекта постоянно дорабатываются, исследуются, в них на ходу вносятся изменения.
На Западе сюжетная линия о производстве уже прижилась, однако в российской театральной среде зрителю еще не привычно видеть на театральной сцене процесс производства спектакля. К тому же, аудитория не сразу может понять, что ее посвятили в интимную среду внутритеатральных разборок. "Группе юбилейного года" предстоит много работы по расширению границ театрального искусства.