Политическая идеология и театр
Максим Виторган о показах и взглядах на них
В своем недавнем интервью Максим Виторган высказал некоторые мысли об отношениях творчества и власти, театра и кинематографа.
В последние годы замечательный актер успел задействовать свои актерские способности в таких проектах, как романтическая лента «С 8 Марта, мужчины!» и спектакль «Возвращение домой».
Рассказывая о своих отношениях с кинематографом, актер отметил, что по большей части снимается в романтических комедиях, однако, любителем данного жанра не является. Да, можно получить удовлетворение от съемок, а после и от своего гонорара. Но театр ни с чем не сравним. Здесь есть то, что редко встречается в фильмах, а именно – высокий уровень режиссуры.
Отношения Виторгана и Владимира Мирзоева
Как было подмечено, Мирзоев и сам Максим вначале были не самыми близкими людьми в плане взглядов на театральную эстетику. Но со временем это изменилось. Это как выучить новый язык. Люди со сформировавшимися взглядами всегда вызывают уважение, с ними хочется общаться, у них есть чему научиться. То же касается и режиссеров, за исключением тех, которые ничего собой не представляют, а их видение – надуманное и пустое по своей сути.
По словам Виторгана, когда ему пришло приглашение на роль в спектакле, то и речи не было о раздумьях: сказался авторитет режиссеров-постановщиков в его глазах. Судя по прошлому опыту, скучный материал в их пьесах тоже из области фантастики. Как оказалось, интуиция не подвела Максима Эммануиловича, роль действительно попалась наинтереснейшая.
Государство и театр: пути взаимодействия
Что касается актуальности пьесы, то бесспорно: она так актуальна и в наше время, и вообще на протяжении жизни человечества. Свобода мысли, слова, веры – разве не эти темы постоянно служат источником разногласий. Точно так же, как и персонажи, современное общество постоянно строит воздушные замки, но, когда речь заходит о реальных системах, то оказывается, что на самом деле мы не в состоянии сложить даже кирпичную стену. И это передается из поколения в поколение. Нет возможности изменить сложившиеся многовековые традиции нашего сознания.
Замечателен тот факт, что любой человек, пришедший к власти, с совершенно непонятной целью стремится как-то оказать окружающим свою значимость и превосходство. Это можно назвать глобальным устройством человеческого гнета. Взять в пример даже воспитание детей: запреты, давление авторитетом, наказание. Может, говорятся при этом правильные логичные вещи, но соблюдаются ли они нами? В этом и состоит наша проблема. Можно сказать, что виноват тут не отдельный человек, а общество в целом. Власть, по авторитарному подобию которой, мы строим и свою жизнь.
Если говорить о вмешательстве государства в жизнь театра, то это отнюдь не возбраняется. Главное, четко определять границы. По мнению Виторгана, необходимо лишь оказывать поддержку, но вмешиваться в постановочный процесс – дело совершенно незаконное с моральной точки зрения. Ведь если вспомнить самые замечательные произведения искусства, то ни одно из них не входит в общепринятые рамки.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что театр ни за что не станет выполнять идеологическую функцию. Современные зрители давно привыкли к многоликости пьес и постановок, и завоевать их симпатию можно только в случае соответствия настроениям общества. Учение о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», не есть главная цель театра. В таком случае, речь не будет идти не то, чтобы об уважении, а о простом доверии.