Премьера ко дню рожденья
Ровно год назад открылся «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова. К этой знаменательной дате на сцене центра зрители смогут насладиться спектаклем «Мертвые души». Премьера этой постановки была два года назад в Риге, теперь московские зритель оценят ее по достоинству.
Свежий взгляд на классику русской литературы и сотрудничество с композитором Александром Маноцковым принесли свои плоды. Сочетание двух жанров - музыкальный и драматический, двух языков - русского и латышского ждут нас в спектакле. «Лирические отступления» Гоголя в форме песни-зонги рижские актеры исполняли на русском языке. Сцены Чичикова и помещиков представляют собой целые номера.
Произведение, знакомое нам из школьной программы, приобрело легкий иностранный акцент
Один Байрон играет роль то Чичикова, то Манилова (в зависимости от состава). Этот американский актер был специально приглашен для московской постановки, чтобы не упустить яркий языковой акцент, который дает ощущение дистанции.
Чтобы воссоздать и передать атмосферу «лирических отступлений», пришлось пожертвовать несколькими сценами в пользу песен-зонг, которые и являются изюминкой спектакля. Именно они помогают передать режиссерское видение, так как музыка затрагивает невидимые глазу струнки души и оставляет свой след надолго.
Серебренников перенес постановку с рижской сцены на московскую без изменений. Старается сохранить каждый жест, который был поставлен и закреплен успехом ранее. В каждой сцене актеры удивляют зрителя то невероятными трюками, то мани пантомимами.
Простое по форме и глубокое по содержанию, как отражение русского народа
Постановка «Мертвые души»- еще один вклад в копилку размышлений о России. Серебренников в каждом спектакле показывает не только сюжет, но и образ России в целом, русский дух, страну без временных рамок.
Произведение Гоголя актуально во все времена. Если провести ассоциацию, то все сразу станет ясно и грустно одновременно, так как понимаешь, что ничего не изменилось, а классовая дискриминация была, есть и будет. Так, например, Плюшкин - яркий представитель людей пенсионного возраста, Ноздрев-олигарх, Собакевич-сотрудник внутренних дел с советской закалкой. Только Чичиков персонаж абсолютно не характерный для России, поэтому при каждой встрече с помещиками происходит столкновение двух миров.
На сцене часто появляется массовка: компании «навеселе», беглые крестьяне, просто безликий народ. Именно этот народ и является главным персонажем, а так же предметом сделки, самым обычным товаром. Это печальнее всего.
От созерцания пейзажей и размышлений на тему величественности русской природы, режиссер переходит к более глубоким мыслям о бытие русского народа неподвластного времени. В каждой своей постановке Серебренников отчетливо показывает черты, качества и особенности страны, которые постоянны во все времена.
Декорации, детали, приемы - все стало другим. Для передачи атмосферы всей истории Серебренников использовал павильон из ДВП, советскую мебель, ковры на стенах.
Новаторство, традиции и свежие решения
С момента переезда нового руководителя и его труппы «Гоголь-центр» кардинально изменил свой облик - мрамор заменен кирпичом и все тем же ДВП. В таком оформлении много плюсов: во-первых, оригинальное дизайнерское решение, во-вторых, экологичность, а в-третьих – как ни крути, театр начинается с вешалки, так что без этого антуража никак не обойтись.
Самая удачная находка не в отдельных спектаклях, а в обстановке самого «Гоголь-центра». Эволюцию Серебренникова как режиссера, эволюцию как личности мы можем наблюдать во всем, к чему он приложил руку.