Роберт Де Ниро и Джон Траволта в «Сезоне убийц»
«Сезон убийц» - лента довольно скромная, Голливуд знавал триллеры и помасштабнее. Зато в главных ролях здесь сразу два одинаково известных и почитаемых актера-пенсионера: Джон Траволта и Роберт Де Ниро. Экранизация одного из нашумевших романов последнего десятилетия повествует о вендетте сербского военного, приехавшего в арппалачские леса для того, чтобы найти и убить своего заклятого врага, с которым судьба свела его во время войны в Югославии.
Как показывает практика, триллеры, построенные по аналогичному сценарию, имеют две возможных концовки: первая приводит к гибели одного из оппонентов, вторая позволяет выжить обоим, но при этом заставляет их многое понять и переосмыслить. «Сезон убийц» - это фильм второго порядка. Несмотря на то, что результат кровной мести весьма предсказуем, это не отменяет увлекательности просмотра. В данном случае увлекательность баталий обильно приправлена картинами лесной жизни американского героя Роберта Де Ниро, который печет грибочки и готовит оленину на костре, а по вечерам читает Хемингуэя у камина в своем охотничьем домике.
В один прекрасный день одиночество американца нарушает некий неизвестный с сербским акцентом. Герой Траволты помогает американцу починить замершую на обочине дороги машину, за что получает приглашение на вкусный ужин. За стаканом егермейстера американцу, сербу и зрителям представляется возможность получше узнать друг друга. Идеология фильма, кстати, достаточно многослойна. Публике то показывают этикетку, гласящую, что хороший охотник почитает всех живых созданий, то рассказывают скабрезный анекдот о спасенной женщине, оказывающей своему спасителю сексуальные услуги, то вдруг ни с того ни с сего намекают на закон Мерфи, который гласит, что если какая-либо неприятность может случиться, она непременно случится. Все происходящее сопровождается песней «Don't Take Your Guns to Town» Джонни Кэша, из-за чего картину так и тянет назвать олдскульной. Многое прояснится, если вспомнить слухи о том, что изначально режиссер планировал помесить сюжет в антураж 70-х.
Кстати, о режиссере. Сначала снимать картину собирался Джон Мактирнан, творец легендарного «Крепкого орешка». Потом, однако, должность отошла к более молодому специалисту - Марку Стивену Джонсону, который работал над такими блокбастерами как «Призрачный гонщик» и «Сорвиголова». Кончено, по своему отношению к кинематографу маститый восьмидесятник и режиссер, раскрывшийся в нулевых, совсем не похожи. Тем не менее, в экранизации «Сезона убийц» Джонсон явно предпочел следовать примеру своего старшего коллеги: он полностью отошел от тяжелых спецэффектов, максимально приблизившись к старой голливудской школе. В итоге поединок между двумя нестареющими суровой душой ветеранами получился, с одной стороны, достаточно реалистичным, с другой, невероятно зрелищным. Даже самые видавшие виды посетители признавались, что при просмотре фильма у них не раз возникало желание отвести глаза от экрана.
Простой, по-лесному зеленый и сумрачный «Сезон убийц» оказался примитивным по психологии и ярким по стилистике. Всего два актера далеко не первой свежести заставляют зрителя весь сеанс сидеть затаив дыхание. Скромный по голливудским меркам бюджет, полное отсутствие спецэффектов и, несмотря на все это, удивительный результат. Когда нам в последний раз приходилось видеть подобное?