Самые интересные театральные премьеры Москвы в 2013 году
2013 год принес театралам множество спектаклей, ярко отразивших социальные и политические процессы современного российского общества. Мы предлагаем краткий обзор десяти премьер, принятых зрителями с воодушевлением.
Современное общество через призму классических произведений
Открывает парад нашумевших театральных работ спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж. Комедия» в МХТ им. А.П.Чехова. Он поразил любителей театра наповал, став самым обсуждаемым сразу же после премьеры. Взяв за основу пьесу Оскара Уайльда, дополнив ее отрывками из произведений русских и зарубежных драматургов, Богомолов в своем спектакле отразил все аспекты жизни нашей страны за последнее десятилетие: от проблемы гастарбайтеров, до православной экспансии и зимней олимпиады в южном городе Сочи.
В конце года, использовав те же приемы, Богомолов подготовил еще одну громкую премьеру - спектакль «Карамазовы».
Постановка «Враг народа» - еще один радикальный опыт, еще одна знакомая пьеса, спроецированная на нашу российскую жизнь, на сей раз Генрика Ибсена. «Рассказанное» по-русски, это произведение стало дебютом Никиты Кобелева, как режиссера, в театре им. В. В. Маяковского.
Новое прочтение классики
Питерский театральный деятель Юрий Бутусов подарил москвичам два замечательных спектакля. Бертольд Брехт и его «Добрый человек из Сезуана», поставленный Бутусовым, взбудоражили зрителей. Режиссер сумел очень ярко донести до зрителя экспрессионизм Брехта в постановке мизансцен, оформлении декораций, актерской игре. Особенно высоко зрители оценили работу Александры Урсуляк, молодой актрисы театра.
Постановка Бутусовым «Отелло» в театре «Сатирикон» получилась буйной и неистовой, во многом избыточной, начиная от оформления сцены и заканчивая вставкой в текст цитат русских авторов. Этот специально созданный хаос подчеркивает сложность взаимоотношений Отелло и его доверенного лица, Яго.
Необычное прочтение шекспировской пьесы предложил режиссер из Канады Робер Лепаж в театре наций. В моноспектакле «Гамлет/коллаж» занят один актер, Евгений Миронов, от лица сумасшедшего актера, он играет для себя все роли.
Эксперименты на театральной сцене
Современные режиссеры охотно экспериментируют не только с содержанием спектаклей, но и с их формой. «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» - это поистине новаторское театральное зрелище о трагизме любви без взаимности на сцене художественного театра. Марат Гацалов и Михаил Дурненков (режиссер и драматург) погружают зрителя в самую гущу жизни, протекающей в театральном зале. Для этого художник Ксения Перетрухина превратила зал в дом из четырех комнат, в каждой из которых, одновременно происходит действие, чтобы за всем уследить, надо смотреть спектакль снова и снова.
Иван Вырыпаев сделал в этом году два экспериментальных спектакля в театре «Практика», привлекших внимание театралов Москвы.
«Сахар» - можно определить как бардовский концерт, где актеры под музыку читают лирические тексты. Это представление дарит зрителям чувство свободы, дает добрый настрой.
«Благодать и стойкость» — еще один нетрадиционный по форме музыкальный спектакль, где два исполнителя (Казимир Лиске и Каролина Грушка) читают для зрителей Кена Уилбера, книгу, основанную на дневниках больной раком женщины. Язык, на котором идет спектакль, английский (желающие могут воспользоваться наушниками для перевода). Талантливые актеры держат весь зал в напряжении, просто читая книгу.
По киносценарию Ларса фон Триера, в новом театре Гоголь-центр, поставлен спектакль «Идиоты». Наблюдая за ходом судебного процесса, зрители погружаются в историю деятельности некой музыкальной группы, потрясающих обывателей своими поступками. В спектакле Кирилл Серебренников легко проводит параллель с небезызвестными событиями с группами «Война» и Pussy Riot.