Современная классика
Гости из «Михайловского»
В феврале этого года на московском фестивале «Золотая маска» Михайловский театр из Санкт-Петербурга сможет порадовать зрителей двумя своими операми. В Большом Театре пройдут показы «Летучий Голландец» и «Евгений Онегин». Постановщик первой – Василий Бархатов – необычно представил героев оперы Рихарда Вагнера. Вечно курящая героиня, которая обожает кино и преклоняется перед актером, играющим в одноименном с оперой фильме. А он, в свою очередь, оказывается «по ту сторону экрана» – в маленьком провинциальном городке, рядом с морем. Жители городка изнывают от безделья, проводя все свое время на пляже и в баре, и развлекаясь насмешками над Сентой и Голландцем, которые испытывают друг к другу сильные чувства. Финал этой истории драматичен: Сента убивает своего возлюбленного, однако и после смерти они все равно вместе, где-то в глубине вод. Дирижер постановки – Василий Петренко. На исполнителей лучшей роли в опере были номинированы Дмитрий Головнин, который исполнил роль Эрика и Асмик Григорян – роль Сенты.
Опера «Евгений Онегин» – постановщик Андрий Жолдак – также не совсем обычна. Она не похожа на традиционную пушкинскую поэму. На сцене все напоминает ночной кошмар – с карликами, цветами необычных размеров, символическими часами и юлой. И даже Ленского, с помощью молока, пытаются вернуть к жизни! Отношения Евгения и Татьяны также кажутся необычными – Онегин с помощью различных странных предметов объясняет ей свои чувства. Через всю постановку проходит символическое противопоставление черного и белого, света и тьмы. Одно сменяется другим, что хорошо прослеживается в начальной и финальной сценах. И в этом чувствуется определенный фатализм – неотвратимость судьбы, невозможности изменить что-либо.
«Вторая деталь» из Перми
Пермский театр представит на фестивале три балета, из которых только всемирно известный Уильям Форсайт и его «Вторая деталь» удостоился быть номинированным на «Золотую маску». Балет является новинкой не только для самого театра, но и для всей России. В эстетике Форсайта геометрические линии, которые танцовщики «вычерчивают» в движении. Ритмичную электронную музыку для балета создал современный композитор Том Виллемс. В тот же вечер, 18 февраля, в музыкальном театре будут представлены еще два балета – «Вариации на тему рококо» и «Сувенир», постановки Алексея Мирошниченко, построенный на музыке Чайковского и Дагласа Ли соответственно. Все постановки, привезенные из Перми, объединяет общее название – «Три балета в манере поздней неоклассики».
Британский «Атомос»
Данный балет будет показан вне конкурса, в рамках проекта, представляющего лучшие зарубежные спектакли. Британский шедевр предстанет перед зрителем 20 февраля. Создатель балета, хореограф Уэйн Макгрегор, посвятил свою жизнь изучению процессов, происходящих в организме танцующих людей. В балете используются объемные образы, передающие горящее пламя, на родине постановки зрители могли увидеть все детали – им раздавали 3D очки. Свет также причудлив, как и зрительные образы – он меняется от розового и песочного до зеленого. Музыку написали два композитора – современные электронные мотивы сочетаются с классическими струнными. Десять танцоров на сцене показывают истинные чудеса пластичности, во многом благодаря Макгрегору, который заставляет их постоянно и усердно работать. Хореограф в прошлом сотрудник факультета экспериментальной психологии, нанял консультанта, профессора в данной области, чтобы наблюдая за поведением артистов, удовлетворить свой научный интерес.