Цинизм и страсть
Детище Ноймайера на российских подмостках
Великолепный балет «Дама с камелиями» был перенесен на сцену Большого театра хореографом Джоном Ноймайером из родного Гамбурга в собственной редакции. Эта история трагической любви Армана Дюваля, пылкого юноши, страстно влюблённого в порочную женщину, и роскошной куртизанки Маргариты Готье, не оставила равнодушными российских зрителей. Вдохновил Ноймайера на постановку роман Дюма «Дама с камелиями», много раз пересказанный деятелями искусства в различных произведениях: опере, балете, спектаклях. В качестве музыкального оформления хореограф использовал музыку Шопена.
Параллель Маргириты и Манон Леско, трагичная развязка любовной истории
Через весь сюжет произведения Маргарита сопоставляет себя с героиней, увиденного в театре, спектакля «Манон Леско» и находит много общего. Единственное, что их отличает, так это то, что Манон умерла на руках возлюбленного Де Грие, а Маргарита – в полном одиночестве.
Начинается действие на аукционе в роскошном доме умершей от туберкулеза куртизанки. Вдруг врывается молодой человек, её возлюбленный Арман Дюваль и, в отчаянии прижимая к себе соломенную шляпку и платье любимой, он вспоминает роман с ней. О том, как он был давно влюблен в Маргариту, а когда они познакомились в театре, признался в ей любви. Женщина сначала цинично отнеслась к его признаниям, но потом, всё же желая верить в искренность чувств, и сама влюбляется. Дальше будут балы, вечеринки, загородный отдых, измены, но преданный Арман всегда рядом со своей возлюбленной, пока его отец не уговорит Маргариту оставить её сына.
И это случится после самой романтической сцены в деревне, где Арман и Маргарита будут только вдвоем и полностью отдадутся своим чувствам и страсти. Оскорбленный поступком любимой женщины, молодой человек всё же прощает её, и они опять предаются своей страсти. Но опять Маргарита оставляет Армана, понимая, что ей осталось недолго жить, и что так будет лучше для любимого, а Арман, не понимая истинной причины, с яростью бросает ей в лицо деньги как бы за услуги.
Вся постановка наполнена страстью, чувствами, эмоциями, профессионально переданными танцем. Это не только сам танец, но и восприятия на невербальном уровне. Ноймайер сам тщательно продумал все детали, включая манеру держаться и носить платья того времени, повороты головы и легкие движения рук, которые выглядят естественно и ненавязчиво. Благодаря этому артистам даже не приходится пользоваться мимикой, потому что танец передает все чувства, эмоции героев, атмосферу разных сцен и ситуаций.
Обстановка, одежда, актёры – всё было на высоте
В этом постарался сценограф Юрген Розе. Он позаботился о том, чтобы мебель была не просто подделана, а куплена на блошиных рынках Франции. Подлинные вазы, мягкие кушетки, стулья и люстры 19-го века по-настоящему переносят зрителя в те времена. Так же дотошно он подошел и к созданию образов: было сшито более 300 старинных платьев, а украшения были сделаны на заказ и не повторялись.
Ведущие роли исполнили: Семен Чудин (Де Грие), Анна Тихомирова (Манон), Кристина Кретова (куртизанка Прюданс), Михаил Лобухин мастерски исполнил танец аристократа со стеком. В роли Маргариты танцевала Светлана Захарова, а Армана исполнил Эдван Ревазов из Гамбургского балета.
Хотя Светлана Захарова в жизни имеет сдержанный характер и её героиня получилась не такая эмоциональная, как у гамбургских коллег, но Эдван настолько правдоподобно сыграл пылкого юношу, раздираемого страстями и эмоциями, преданно обожающего Маргариту, что многие не могли без слез смотреть прощальную сцену.