Украинский фильм «Племя» стал победителем на кинофестивале «Зеркало»
В этом году состоялся Восьмой кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Больше всего своим вниманием жюри удостоило три фильма. В конкурсе на лучший документальный фильм первое место занял фильм «Кровь», рассказывающий о буднях передвижной донорской станции, в этом же конкурсе принял и другой документальный фильм, на который жюри так же обратило особое внимание – это фильм «Дети 404», о детях подростках с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В основном же конкурсе победил украинский фильм Мирослава Слабошпицкого – «Племя», повествующий о тяжёлой и трудной жизни глухих подростков, которые пытаются выжить в мире, где, таких как они, считают людьми второго сорта.
Триумф «Племени»
В конце мая, на Канском фестивале фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого стал главным объектом и участником самой известной и престижной программы «Неделя критики». Особого разногласия среди критиков, во время просмотра, а потом и разбора картины не было. Возможно, именно поэтому, в итоге фильм одержал триумфальную победу и получил три приза, в том числе и главный.
Почему победа
Сам по себе фильм, вернее его сюжет, хотя и очень интересен, но совсем не новый. Зрителям уже много раз предлагали для просмотра фильмы, где рассказываются о жизни людей с ограниченными возможностями: глухонемых, слепых, инвалидов. О том, как им приходится приспосабливаться к обычной жизни, устраивать свою личную жизнь, какие трудности предстают перед ними именно из за непонимания и равнодушия окружающих. И при всём при этом они не перестают верить в людей, любить и радоваться жизни. Чем же фильм «Племя» выделилось среди остальных кинолент. Начнём с того, что в фильме роли глухих подростков играли такие же глухие подростки. Возможно, поэтому всё было так реалистично, ведь актёры чувствовали и понимали своих персонажей как никто другой. В фильме на протяжении всего просмотра не прозвучало ни одного слова, всё объяснялось только жестами, но было сыграно так, что слов и не надо было, здесь слова, как это ни странно, наоборот бы, всё испортили. Тем не менее, не только «немота» фильма является здесь «изюминкой». Дело, конечно же, ещё и в сюжете.
Необычный поворот
Ранее упоминалось, что практически все фильмы подобного плана являются, по сути, мелодраматическими. Вера в людей, доброту и всё хорошее не дают людям с ограниченными возможностями «очерстветь». В фильме «Племя» всё более реалистично и даже немного удручающе. Всё основное действие завязывается и происходит в интернате для слабослышащих детей. Официально этот интернат считается одним из самых лучших и благополучных, однако на самом деле там царят почти тюремные порядки, а руководство смотрит на всё это сквозь пальцы. Поэтому глухие подростки уже не верят в «светлое будущее» и приспосабливаются к жизни самостоятельно, при этом практически все нормы морали отодвигаются на задний план – главное для них выжить, удовлетворяя свои потребности.
Тем не менее, главный герой, пройдя все положенные круги ада для того, чтобы попасть в этот преступный мир (без этого никак), не теряет человечности. Да, он принимает правила этой игры, но на конфликт с окружающими извне идёт лишь в крайних случаях, когда затрагивают его физиологические недостатки. В отличие от других членов этой группировки главный герой не получает удовольствия от подчинения или унижения своих «собратьев». Это так же можно понять из откровенных сцен главного героя с роковой красавицей, когда секс для обоих партнёров стал не просто способом удовлетворения потребностей, а чем-то нечто особенным и незабываемым.