В московской Галеев-галерее открыта выставка оригинальной художницы Алисы Порет
Алиса Порет также известна как муза обэриутов, подруга Даниила Хармса и ученица Павла Филонова. Выставка на основе мемуаров современников и архивных данных, посвященных лично жизни Порет, проходит на этой неделе в Москве в Галлеев-галерее.
Организаторы выставки заранее предупреждают, что если вы очень доверчивы по своей природе, перед посещением экспозиции вам придется провести перенастройку своего восприятия. Сегодня все, что касается жизни деятелей культуры довоенного Петербурга, должно быть переработано и представлено на суд зрителей в очищенном виде. Не то, чтобы у современников был причина подозревать конкретного мемуариста во лжи. Скорее, воспоминания современников Порет подлежат очистке от духа того времени. Мистификация в начале двадцатого века полностью поглотила Петербург. Она проникла даже в самую святая святых – личную жизнь людей. Неискушенному читателю порой может быть непонятным то, где в мемуарах вымысел, а где правда. Что уж лукавить, порой отличить розыгрыш от правды не могут даже искусствоведы и культурологи. Искажение фактов достигло такого масштаба, что теперь, для того чтобы воспроизвести реально происходившие события, специалистам приходится проводит целые расследования.
Например, один из самых интересных периодов в жизни Алисы Порет связывают с Даниилом Хармсом. Свидетельств о том, как развивались их отношения боле чем достаточно. Кажется, чего проще – взять и прочитать воспоминания самых «участников событий». Однако те, кто знаком с полным списком мемуаров и писем Порет, затрудняются сказать, как все обстояло на самом деле. Мемуары очевидцев и людей близко знакомых с влюбленными в разное время также противоречат дуг другу. В результате можно даже усомниться в подлинности связи Хармса и Порет, ведь до последнего «влюбленные» предпочитали обращаться друг к другу на «вы» и никак иначе.
Скорее всего, роман между ними действительно был, но впоследствии под тяжестью воспоминаний реальные события были сильно искажены, их значение преувеличено и, в конце концов, превращено в миф. Выставка, посвященная Алисе Порет, ставит перед собой цель собрать и представить на суд зрителя информацию о различных вехах ее личной жизни. А вот информация о творчестве Порет, которая в свое время была хорошо известным детским иллюстратором, увы, здесь практически отсутствует.