В прокат вышел фильм «За Маркса»
Сюжет. В жизни сотрудников сталелитейного завода грядут неприятные перемены: сокращения следуют за сокращениями, фильтры, защищающие работников от вредных выбросов, приказали долго жить. Владельцы завода экономят на всем, что связано с их работниками, но не жалеют денег на приобретение дорогих полотен Родченко и Малевича. Такая история характерна для многих российских городков с градообразующим предприятием.
И вот владельцам завода в очередной раз представился случай пополнить свою коллекцию «понтов» и приобрести те самые заветные полотна на аукционе в Лондоне. Все, что для этого нужно, это снова урезать содержание сотрудников на каких-то десяток миллионов фунтов. Как назло, группа активистов в этот момент решает организовать независимый профсоюз и забастовку. Но они еще не знают, что бороться им приходится не только с подлецами-капиталистами, но и с самими работниками предприятия, которые не очень-то хотят что-то менять…
Премьера фильма «За Маркса» была приурочена к открытию «Кинотавра» в прошлом году. Режиссер Светлана Баскова и соавторы с упоением спорили с кинокритиками о подоплеке картины и о том, что таких даже не одна, а сколько их, это еще нужно посчитать и т.д. После этого фильм выставлялся на Берлинском кинофестивале, куда его допустили, очевидно, благодаря одной из тех самых подоплек, которые есть в картине и которые отвечают политическим вкусам жюри. Если резюмировать сюжет, то мы получим историю о сломленном рабочем классе на фоне монументального строительства профсоюзного движения в России. Такая история в Европе была встречена хвалебными возгласами. Сами создатели картины поспешили окрестить ленту постсоветским киноандеграундом и причислить ее к так называемому «параллельному кино». Что это значит для простого зрителя? Что лента, безусловно, не вписывается в общероссийский контекст. (У нас в принципе нет такого понятия как политическое кино). Что кино во многом носит документальный характер. Что на протяжении всего киносеанса зрителю придется смотреть на то, как режиссер решает не художественные, а социально-политические задачи. Что смотреть такую картину может только подготовленный человек.