Вера Хитилова – закат легенды чешского кино
На 86 году жизни скончалась уникальный в своем роде режиссер, один из лучших «образчиков» чешской и чехословацкой кинематографии, Вера Хитилова.
Биография Веры Хитиловой
Далеко не сразу Вера Хитилова стала выдающимся режиссером и постановщиком. Появилась на свет будущая звезда киноискусства в 1929 году в г. Острава. Окончив архитектурный факультет университета в Брно, пробовала себя в качестве дизайнера и ассистента режиссера. Но в конце 1950-х годов Вера захотела снимать фильмы самостоятельно. В 1960-х годах она получила образование сценариста в Пражской киношколе, обучалась у знаменитого режиссера, драматурга и педагога – Отакара Вавра.
Дебют в кино
После выпуска Вера Хитилова практиковалась в создании короткометражных фильмов. Ее дебютом в создании картин в полном метраже стал фильм «О чем-то ином», вышедший в 1963 году и получивший первую премию в Мангейме. Параллельные истории жизни двух главных героинь, женщин, разных по статусу и характеру, привели в восторг критиков. Особенно восхищались фильмом французские критики.
А в 1966 году вышел фильм «Маргаритки», ставший, по мнению большинства критиков, главным ее достижением. Вера Хитилова становится настоящей звездой, лидером чешского кинематографа.
События 1968 года в Чехословакии и творчество В. Хитиловой
Многие именитые режиссеры того времени, например, Милош Форман, Ян Немец, Иван Пассер, после событий 1968 года в Чехословакии, вошедших в историю как Пражская весна, уехали в эмиграцию. Вера Хитилова же предпочла остаться на родине, работая над фильмом «Вкушая райские плоды». Надо отметить, что большинство ее фильмов в свете событий 1968 года подвергались жесткой цензуре. Несмотря на это, фильм «Вкушая райские плоды» удостоился специального приза Чикагским жюри. Следующий фильм, снятый Верой Хитиловой уже в 1976 году «Ставку – яблоко», тоже получает приз в Чикаго.
Режиссерские приемы в фильмах В.Хитиловой
Как уже было отмечено, фильмы В. Хитиловой подвергались цензуре. Чтобы избежать этого, Хитилова выработала своеобразные приемы, в частности, сатирические образы и абсурдность. Не изменила она своей позиции и в более поздние годы своего творчества, когда цензура уже давно отступила, и бояться было нечего. Таким образом, эти приемы стали узнаваемы в творчестве В. Хитиловой. «Богемский рапсод» - именно так было охарактеризовано интервью с режиссером известной британской газетой. Берлинский, Каннский, Московский, Венецианский кинофестиваль – где только не участвовали ее фильмы. За всю пятидесятилетнюю карьеру Верой Хитиловой было снято около 30 фильмов, в том числе, короткометражных.
По свидетельствам людей, работавших с В. Хитиловой, она славилась своей жесткостью и строгостью. Тем не менее, несмотря на то, что Хитилова на съемочной площадке могла грубить или даже применять физическую силу, никто не выказывал неудовольствия на этот счет. Режиссер, настолько талантливый, мог себе это позволить.
В одном из интервью с В. Хитиловой она заявляла, что поступила правильно, оставшись в Чехословакии во времена, когда большинство ее коллег-режиссеров подались в эмиграцию. В период господства коммунистического режима в Чехословакии она научилась с помощью приемов, описанных выше, скрывать от цензуры свои шедевры. Услышав, что французские режиссеры хотят переснять один из ее фильмов, снятых в то время, она в шутку высказала предположение, что уж если сейчас французы переснимают чешские фильмы, а американцы – французские, то она в любом случае попадет в Америку.