Второе дыхание «Царской невесты»

Второе дыхание «Царской невесты»
24.02.2014 20:56
Просмотров: 2700

«Царская невеста» Римского-Корсакова была поставлена режиссером Юлией Певзнер в Большом театре.

Новое прочтение оперы позволит дать классическому произведению вторую жизнь. При поддержке дирижера Геннадия Рождественского и балетмейстра Екатерины Мироновой режиссеру удалось подготовить совершенно уникальный проект.

Несмотря на модное веяние – режиссерское прочтение классической оперы, как это делают Черняков в Германии и Могучий в Санкт-Петербурге, Большой театр решил идти непроторенным и совершенно оригинальным путем.

Постановщиками было принято решение не осовременивать «Царскую невесту», как это часто делают режиссеры, не переносить место и время действия из эпохи правления Ивана Грозного в наши сегодняшние реалии. Сцена представляет нам средневековую Русь. Главная «изюминка» состоит в новой сценографии: последний раз ее обновляли около 50 лет назад, автором был лауреат Сталинских премий Федор Федоровский. С тех пор спектакль был на сцене около 500 раз.

Большой театр не собирается расставаться с монументальным историческим сюжетом «Царской невесты» и вводить радикальные новаторские решения в классическую постановку.

Синайский, будучи главным дирижером Большого театра, неоднократно указывал на то, что сценографию «Невесты», как и многих других спектаклей, следует обновить, постановка давно устарела. Руководство довело театр до того, что еще одним, не менее устаревшим спектаклем, «Иолантой», попросту прикрывают дырки в афише.

Сцена «Царской невесты» поражает роскошью, зрителей неискушенных она повергает в шок, но режиссуру необходимо обновлять, искать новые решения в постановке всем знакомого сюжета.

В последнее время игра актеров оставляет желать лучшего, многие мизансцены, не изменявшиеся несколько десятилетий, настолько «приелись» певцам, что играют они их на автомате, не вкладывая душу в оперу. Примерно та же ситуация произошла с советским вариантом «Бориса Годунова»: в 2005 году было принято решение обновить декорации и костюмы, не затрагивая при этом сути сюжета.

Теперь у Большого театра появилась еще одна причина обновить «Невесту»: открытие монументальной Исторической сцены, предназначавшейся для классической большой оперы. Нынешний генеральный директор театра, Владимир Урин, надеется на восхождение российской оперы на новый высокий уровень.

По заявлению Урина, балет Большого заслуживает высочайшей оценки зрителей, а вот у оперы очень много проблем.

Новые декорации «Невесты» уже почти готовы: они теперь не плоские, а объемные. Перед зрителем предстанет русская деревенская изба, и средневековый монастырь, и роскошные царские хоромы.

Задушевные мелодии, в которых чувствуется душа русского народа, чувственные, проникающие в самое сердце, арии и хор-комментатор – то, за что зрителям полюбилась «Царская невеста», останется без изменений.

Юлия Певзнер заявила, несмотря на то, что новый проект ограничен рамками классической оперы и строгими требованиями к декорациям и костюмам, их команда постаралась сделать все, чтобы спектакль заиграл новыми красками. Основное внимание уделено теперь не Марфе, а ревнивой Любаше, ее интригам и коварству. Персонажу Марфы суждено погибнуть в финале пьесы от руки Малюты Скуратова.

Екатерина Миронова, занимающаяся хореографией спектакля, отметила, что тоже постаралась избавиться от стереотипов русской культуры, медведей, скоморохов и т. п.

Помимо опытных актеров, решено было влить «новую кровь» в «Невесту»: в постановке будут участвовать артисты Молодежной программы. Будем надеяться, классическая опера заиграет новыми красками, и «Царская невеста» приобретет новых поклонников.

Яндекс.Метрика