Выбери меня
Новый фильм братьев Дарденн, снятый в жанре социальной драмы, стал одним из главных претендентов на победу и «Золотую пальмовую ветвь».
«Два дня, одна ночь» - именно так называется новая кинокартина, которая была презентована на Каннском кинофестивале как одна из главных на основном конкурсе. Ранее братья уже получали «Золотую пальмовую ветвь», причём дважды.
Сюжетная линия
Сандра – главная героиня в фильме «Два дня, одна ночь», имеет двоих детей. Пройдя недавно курс восстановления после депрессии, она неожиданно начинает рыдать после телефонного разговора. Её усталый внешний вид и состояние дают понять, что у Сандры большие неприятности, которые преодолеть будет нелегко.
Дело в том, что руководство, после прохождения Сандрой курса лечения, приняло решение: или девушке придётся искать новую работу, либо все её коллеги отказываются от годовой премии. Сотрудники компании должны сами сделать выбор.
Работа для девушки значит много: она недавно взяла квартиру в ипотеку, а на эти выплаты зарплаты мужа не хватит.
Между тысячью евро и помощью девушке 14 из 16 её коллег, естественно, выбрали деньги. Подруга Сандры, работающая в этой же фирме, сумела убедить директора в том, что голосующие находились под давлением. Теперь новое голосование пройдёт в понедельник. Это значит, что у Сандры есть двое суток, чтобы встретиться с сотрудниками и постараться их переубедить.
Братья Дарденны ставят перед главной героиней задачу с математическими долями и голосами. Сандра была готова отказаться от этой затеи, но муж и подруга сумели её переубедить и уговорить продолжать борьбу.
Разговоры с сотрудниками
В фильме меняются сцены, но ситуация остаётся той же: девушка приходит в очередной дом, звонит в дверь или стучит, застаёт или не застаёт своего сослуживца дома.
Нередко перед Сандрой оказываются родственники её коллег: жёны и мужья, которые должны будут отказаться от денег. Все собеседники девушки и она сама прекрасно понимают, что в этой ситуации никто не виноват. Они имеют точно такое же право на эту премию, как и Сандра на свою работу.
Директор фирмы и его заместитель, создавшие такие условия сотрудникам, практически всё время остаются за кадром. Такая специфика специально использована братьями для того, чтобы обратить внимание зрителя именно на горизонтальные отношения.
Но горизонтальные – не значит равные. Чтобы понять, в каких условиях живут работники, достаточно посмотреть на внешний вид их жилища. Перед глазами девушки мелькает множество дверей, бетонные панели сменяются зданиями из кирпича.
Ещё одна особенность фильма – камеры и братья Дарденны не впускают девушку внутрь домов; разговаривать приходится на пороге, футбольном поле или в кафе.
Одного сотрудника Сандра застаёт на заднем дворе за распилом досок, который снял покрытие с пола в доме и готовит его к продаже, чтобы раздать долги. Как его заставить отказаться от премии?
Назначение фильма
В фильме нет однозначно положительных или отрицательных героев и обличительной критики. На протяжении всего просмотра кинокартина держит зрителя в напряжении: что будет дальше? Как героиня поведёт себя?
На Сандру давят обстоятельства и её внутреннее состояние, но она снова и снова начинает этот тяжёлый разговор. Её фразы и аргументы не меняются: она чётко, не давя на жалость, постоянно повторяет их.
В картине тесно переплетается социальный план бытия с экзистенциальным.
Пережитая героиней депрессия показана не для дополнительного драматизма. Обычно после такого стресса люди становятся неуверенными, а иногда даже отрицают своё существование. Уговорить сотрудников – означает подтвердить свою присущность к этому миру.