Юбилей на Таганке
Театр на Таганке теперь может похвастаться знаменательной датой: прошло пятьдесят лет с того дня, когда зрители театра увидели первую его премьеру. К сожалению, юбилей театралы отмечали без основателя театра Юрия Любимова, однако именно ему были посвящены выставки и спектакли. Билеты на все эти мероприятия раскупают в один миг.
«Таганский фронт»
Перед премьерой спектакля Таганка пустеет, светильники выключаются, работает лишь окошко кассира. Прогона спектакля не было, были лишь закрытые репетиции, попасть на которые простым смертным было невозможно. Билеты на премьеру раскуплены задолго до премьеры «Таганского фронта». В это же время в вестибюле театра группа выпускников Школы театрального лидера города Москва проводит здесь свою выставку публикаций об этом театре под названием «Параллельные кривые». Как удалось узнать от Ксении Перетрухиной, после того, как Любимова в середине восьмидесятых лишают гражданства СССР, его фамилия просто испаряется из официальной прессы, и тогда Света Сидорина – архивариус Театра на Таганке со своей подругой Машей Силиной решают собирать публикации о Таганке для того, чтобы хотя бы как-то сберечь память об этом театре и о тех временах, когда здесь руководил Любимов. Коллекция насчитывает сто девять заметок, хронология которых тянется от 1964-го года, когда Любимов был назначен худруком до девяностых.
«Группа Юбилейного года» организовала еще две таких выставки: перед этим они организовали экспозицию «Архив семьи Боуден», которая представляла собой программы премьер, а также критические отзывы одного семейства, которое приходило в театр больше двадцати лет. Первая же выставка – «Попытка альтернативы», открывала сезон и закончилась скандалами: со стенок театра решили убрать на время портреты театралов, старые программки, афишы, заместо чего были написаны изречения, которые представляли субъективное осмысление истории и значения Театра на Таганке. В этот раз обошлось без скандалов: Ксения Перетрухина здоровается с товарищами и знакомыми, которые просят поделиться частью экспонатов «на долгую память».
Публикации из «Вечерней Москвы» перемежаются с публикациями о жизни СРСР и мира: здесь и отзыв о фильме «Сталкер», где Тарковского обвиняют в том, что он поджег живую корову, и обзор конференции пацифистов во Вьетнаме, и объявление о премьере документальной ленты об убийстве президента США Кеннеди.
В тени великого режиссера
«Группа юбилейного года» появилась в Театре на Таганке год назад. Театралы пытаются взглянуть в прошлое, изучить его для того, чтобы иметь лучшее понимание настоящего. Каждый спектакль, каждая выставка связана с прошлым театра, которую группа пытается исследовать под различными углами.
После того, как худруком театра становится Юрий Любимов, Таганка начинает новую жизнь и становится одним из первых и самых популярных театров Москвы не без привкуса диссидентства. Некоторые спектакли запрещали, считая их пасквилями на советскую жизнь. Так, например, премьеру спектакля «Живой» зрители увидели через 20 лет после постановки. После запрета «Борис Годунова» Любимова лишают гражданства СРСР за его критику культполитики страны в интервью одной из британских газет.
Театр трех поколений
Ксения Перетрухина отмечает, что в Театре на Таганке все уже давно связаны друг с дружкой какими-то почти родственными узами, однако какого-то одного отношения к происходящему здесь все равно нет. Здесь играют три поколения, кто-то поддерживает такие неформальные проекты, кто-то горячо им противостоит. Таганка, по словам художницы, учит актеров главному: не поддаваться обобщениям.