Юрий Любимов поставил «Князя Игоря»
Юрий Любимо решил поработать в жанре оперы. Ранее он занимался такими постановками, но только в Европе. В России «Князь Игорь» станет его второй оперной постановкой. Партитура «Князя», по мнению, Любимова, сегодня кажется слишком длинной. Специально для любимовской постановки ее «вычищали» композиторы Владимир Мартынов и Павел Карманов. Это, конечно, вольнодумство, можете сказать вы, но у него есть определенные предпосылки.
Как известно, «Князь Игорь» – это недописанная опера, которая представляет собой своеобразный сборник разрозненных композиций. Композитор не успел скомпоновать их в единое целое, за него работу заканчивали Глазунов и Римский-Корсаков. В тот раз, впрочем, как и всегда, отсутствие авторской версии дало интерпретаторам большой простор для воображения. Поэтом у сегодня эту оперу сложно назвать полностью бородинской.
Безусловно, ни самому композитору, ни тем, кто работал над завершением его великого творения, не могло присниться и в страшной сне, что когда-нибудь это произведение будет сокращено аж на целых полтора часа. И тем не менее, тем не менее…Любимов выбросил большую часть увертюры, которая была написана Глазковым уже после смерти композитора по незначительным отрывкам, составленным Бородиным. Не найдете вы в новой постановке и пролога, и части финала, и части плача Ярославны. Не осталось в постановке и любовной лирики, которая, по мнению Любимова, только отвлекает зрителя от главного посыла. Отказ от столь значимых отрывков был вызван принципиальными соображениями. Во-первых,тем, что Бородин их не писал. Во-вторых, тем, что нельзя растянуть месседж зрителям на четыре часа действия. Месседж должен быть лаконичным, как плакат, уверен специалист. Но при этом обернут в приятную театральную обертку.
Эксперимент Любимова можно считать удачным лишь с очень большой натяжкой, так как, сделав оперу короче, он не сделал ее понятнее. Спектакль получился более статичным, чем мог бы быть, и даже в какой-то мере вялым. Не помогли ни артистическая точность исполнения партий, ни соблюдения сюжетного рисунка. Смотреть только тем, кто в одном лице является поклонником и Любимова, и Бородина.