IQ-тесты не могут корректно отражать уровень интеллекта
Популярные и широко используемые стандартные тесты на IQ не могут корректно отражать уровень интеллектуальных способностей. К такому выводу пришли британские и канадские ученые по итогам эксперимента с участием более 100 тысяч добровольцев.
История тестов на "коэффициент интеллекта" - IQ (intelligence quotient) - началась в 1904 году, когда британский психолог Чарльз Спирмен обнаружил, что способности к решению целого спектра задач разного типа коррелируют друг с другом. Он предположил, что за выполнение всех типов интеллектуальных задач отвечает один общий фактор, который он обозначил буквой g (от "general" - общий).
Психологи начали создавать различные методы измерения этого фактора - тесты и вопросники для измерения коэффициента интеллекта. Разные исследования показывали связь уровня IQ с наследственностью, социально-экономическими факторами, с половой принадлежностью.
В ноябре 2012 года авторы исследования года запустили сайт, на котором любой желающий мог пройти серию из 12 тестов, проверяющих различные типы когнитивных способностей - умение планировать, делать логические умозаключения, внимание, кратковременную память. Количество участников этого эксперимента превысило 100 тысяч человек.
Кроме того, ученые провели эксперимент с участием 16 добровольцев, которые должны были выполнять те же тесты, находясь в томографе, который фиксировал уровень активности в различных зонах их мозга.
"Результаты... представляют собой свидетельства в пользу точки зрения, что человеческий интеллект не является единой сущностью, но скорее, формируется из множества компонентов", - пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Neuron.
Авторы отмечают, что показатели интеллектуальных способностей человека зависят как минимум от трех компонентов - кратковременной памяти, способности логически рассуждать, а также вербального компонента. Все они несводимы друг к другу, и из них нельзя "собрать" в один показатель, который позволил бы объяснить все.
Кроме того, исследование показало, что при решении разных задач активируются разные области мозга.
Ученые делают вывод, что интеллекта как единой сущности не существует - это набор независимых и разных типов мыслительных способностей.
"Интеллект в целом есть проявление свойств анатомически различных когнитивных систем, каждая из которых имеет свой собственный уровень возможностей", - говорится в статье
Попытки измерять уровень интеллекта как единый показатель невозможно, IQ-тесты нельзя использовать для таких целей психологических исследований.