Адское формирование Луны

01.08.2014 16:43

Много веков форма Луны оставалась полной загадкой. Разгадать ее сумела команда американских и южнокорейских планетологов посредством кропотливых расчетов. Также стала ясно, как Луна прошла сквозь ад своих первых лет.

Приплюснутая Луна

Большинству жителей Земли Луна представляется совершенным шаром. На самом деле у нее приплюснутая форма, а ее кора значительно утолщена в одном месте. К тому же, полюса Луны ориентированы не так, как должны бы. Этот факт до сих пор остается настоящей тайной. Ведь земной спутник возник неимоверно раскаленным и почти мгновенно остыл. Все это должно было придать Луне шаровидную форму. Ранее имеющимся несоответствиям находили много объяснений. Среди них – удары астероидов, эффекты приливов, конвекционные процессы в Луне того времени, когда она находилась более в жидком состоянии, и многие иные.

Ни одна из выдвигаемых гипотез не получила подтверждения. Точные расчеты было очень трудно провести вследствие присутствия «лунных морей» и существенных углублений в поверхности Луны, возникших в процессе кристаллизования ее коры.

Загадочные лунные моря

Ученые, под руководством палеонтолога Яна Гэррик-Бэтелома, представляющего университет Калифорнийского Санта-Крузе, сконцентрировали все свое внимание именно на этих загадочных морях. Они тщательно исследовали их топографию и условия гравитации над ними. Их вывод: неожиданная лунная форма – итог двух приливных процессов, которые возникли вследствие притяжения со стороны Земли не в соответствующее время и в несоответствующем месте.

По мнению ученых, лунная твердь оказалась разогрета данными приливами тогда, когда находясь в процессе кристаллизации, лунная кора еще не была достаточно крепка, чтобы выдержать давление Земли, которая ее и породила. Итоги проведенной работы нашли свое отражение в статье в Nature.

Заметное утолщение, которое наблюдается на поверхности Луны, исследователи также объясняют влиянием приливов. Его возникновение относят к периоду, когда спутник Земли предпринял попытку удалиться от нее. Данные приливные процессы и неравномерная плотность в самой Луне способны объяснить и смещение ее оси, которое с момента ее зарождения до нынешнего времени составляет практически 36 градусов.

Луна и Земля в гадесскую эру

В еще одной работе, увидевшей свет в том же номере Nature, рассматриваются события, так называемой гадесской эры развития Луны и Земли. Исследование было проведено исследовательским институтом, расположенным в Колорадском Боулдере. Ученые, используя компьютерные технологии, провели проверку событий, происходивших в эпоху Гадеса (что с древнеримского означает - Аид), длительность которой исчисляется полу миллиардом лет. Именно тогда, в результате столкновения Земли с неким огромным небесным телом, и появилась Луна.

Минералы того периода практически отсутствуют. Поэтому изучать те далекие события сложно. Ученые довольствуются редчайшими микрозернами циркона. Большую помощь им смогла оказать также карта многочисленных кратеров, появившихся на Луне после ударов астероидов. Лунную статистику смогли соотнести с земными условиями в эру Гадеса.

Согласно расчетам, из-за астероидов жизнь на Земле почти четырежды была стерилизована; не раз океаны закипали и исчезали; кора Земли вспухала, перемешивалась и глубоко в себе погребала прилетевшие из космоса астероиды.

Зачатки жизни на Земле Гадеса возникали лишь в отдельных местах, куда астероиды не долетали, а живые формы адаптировались к адским температурам.