Благодаря "Улице Сезам" ученые проследили за развитием мозга детей
На основе просмотра серий "Улицы Сезам" и других развлекательных программ ученые проследили за изменениями, происходящими по мере взросления человека. Оказалось, что эти передачи - один из самых эффективных индикаторов ментального развития детей.
В первые два десятилетия мозг детей интенсивно развивается и меняется. На этот процесс влияют индивидуальные генетические и социальные различия. В результате некоторым подросткам удается вырваться вперед в развитии интеллекта. Психологами и нейрофизиологами эти факторы изучаются. Они хотят определить, что влияет на отставание в умственном развитии.
Ученые из Рочестерского университета (США) изучали результаты томограмм детей, которые смотрели серию "Улицы Сезам". Оказалось, что развлекательные передачи - хороший индикатор развития детей. Для проведения эксперимента была собрана группа добровольцев - 27 детей, возраст которых находился в пределах от 4 до 11 лет. Столько же было приглашено и взрослых.
Они были помещены в функциональный томограф, где смотрели одну и ту же серию "Улицы Сезам". Затем по томограммам были составлены карты активности в различных частях мозга взрослых и детей. После этого происходило их сравнение. Обнаружили такую закономерность - карты активности мозга у одаренных детей, которые набрали наибольшее количество баллов в тестах по родному языку и математике, были похожи на томограммы взрослых. Причем это наблюдалось у всех возрастных категорий детей.
Для подтверждения этой зависимости учеными был проведен еще один эксперимент. Подопечных биологи попросили решить несколько простых задач - сопоставить одинаковые слова или фигуры. При этом также проводилось наблюдение за работой мозга. Но этот эксперимент не подтвердил предыдущие выводы. Связь между интеллектуальным развитием детей и рисунком нервной активности отсутствовала.
Нейрофизиологи предположили, что в таких опытах задействовано слишком небольшое количество зон в мозге человека, которые связаны с интеллектом. Причем в мозге разных индивидов эти зоны располагаются случайно. Поэтому в предыдущих опытах учеными подобная взаимосвязь была не найдена.
В итоге ученые сделали вывод, что рисунок активности мозга во время просмотра телепередач напрямую связан с интеллектуальным развитием человека. Они считают, что телевизионные программы можно использовать как инструмент для изучения развития детей.