Дракула и другие генетические родственники россиян

26.04.2014 17:17

Недавно в Государственном совете РФ прошло заседание, касающееся демографической политики страны и развития национальных проектов.

Парадоксы генетики

В ходе разговора неожиданно выяснилось, что раскопками российских генетических корней занимаются преимущественно американцы. Владимир Жириновский заявил, что именно они установили его родственные связи с Наполеоном и Эйнштейном. В лаборатории США после дорогостоящих анализов можно точно установить местонахождение ваших предков десятки тысяч лет назад. По рассказу политика, из Восточной Африки наша нация когда-то перешла в Северную, а позже — на территорию Европы и в Россию. Поэтому у нас общие корни с европейцами. Владимир Путин в ответ на эту информацию шутливо усомнился в надежности американских исследований и предпочел к ним не обращаться.

Научные теории

Этот случай стал поводом для интервью со Светланой Боринской — специалистом по генетике. По ее утверждениям, в России этими вопросами тоже активно занимаются. Есть группы ученых, достигших определенных успехов в изучении истории и генетических истоков россиян и жителей соседних стран. О результатах их работы свидетельствуют многочисленные публикации в известных научных журналах российского и мирового масштаба.

По мнению специалистов, данные о происхождении и миграциях народов нашей страны важны и для восстановления картины развития всего человечества. Чего стоит только Денисова пещера. При исследованиях ДНК-структуры сохранившихся там костных останков были сделаны сенсационные открытия, в числе которых была новая разновидность первобытного человека, прозванного «денисовцем» по месту нахождения.

В большинстве случаев основа исследований — общечеловеческое генеалогическое древо. Y-хромосома — элемент, отражающий передачу признаков по мужской линии. В женской цепочке учитывается митохондриальная ДНК. Другой вариант – полный геном. При таком подходе удается получить более подробные сведения. Помимо родственных признаков групп, можно выявить внешность, специфику обмена веществ, вероятность родства родителей, что отражало бы особенности традиций заключения брака. Однако такие исследования требуют больших материальных затрат, компьютерной базы и новейшего технического оснащения.

Практика

Светлана Боринская отмечает, что российские специалисты тоже задействованы в этой области научных изысканий. К генетическим проверкам зачастую приходится прибегать при сотрудничестве с отделами криминалистики. Это бывает необходимо для розыска и идентификации личностей преступных элементов. Тогда дается разрешение на использование данных анализов ДНК.

Для популяризации такой практики, в первую очередь, нужно знать как можно больше о генетических группах среди жителей страны и частотности их распространения на региональном уровне. Этим занимается лаборатория по вопросам геномной географии. С некоторого времени она стала частью международного глобального проекта «Генография». Его основная цель сводится к реконструкции миграционных следов древних людей. Материальная поддержка этого проекта открыла возможность для экспедиционных исследований на территории России. В результате собран богатый материал и создана база данных, обработкой которой ученые сейчас занимаются.

Что касается генетических связей Владимира Вольфовича, то по обращению одной телевизионной передачи анализ его ДНК проводился и в российской лаборатории. Та же линия генов встречается у потомков графа Дракулы, звезды футбола Зинедина Зидана, живописца Микеланджело де Караваджо и многих других.