Экспедиция по исследованию арктического шельфа начнется 2 августа
Ледоколы «Капитан Драницын» и «Диксон» выйдут в экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике 2 и 3 августа из Мурманска и Киркенеса соответственно. Работы на арктическом шельфе в прошлые годы проводил флагман Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) «Академик Федоров» при помощи атомных ледоколов ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом». В этом году по соображениям экономии было принято решение сначала отказаться от атомного ледокола, а затем и от «Федорова». Впервые исследования шельфа будут проводиться с помощью дизель-электрических ледоколов.
«Все необходимое оборудование было завезено в Мурманск и Киркенес, но есть задержка буквально на двое суток по его монтажу. Таким образом, мы рассчитываем, что 2 августа „Капитан Драницын“ выйдет из Мурманска, а 3 — „Диксон“ из Киркенеса. Они встретятся у Мыса Желания (северная оконечность архипелага Новая Земля) и отправятся к месту проведения работ», — рассказал заместитель главного инженера ФГУНПП"Севморгео" Юрий Кузьмин. Он напомнил, что «Диксон» будет оснащен буксируемой сейсмической косой, а на «Драницыне» будет средство пробоотбора, в том числе буровая установка донного базирования. В августе специалисты экспедиции проведут сейсмические работы, а в сентябре начнут бурение и отбор проб коренных донных пород на шельфе. Завершение экспедиции запланировано на конец сентября — начало октября.
«Дальше
Дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын» является линейным ледоколом типа «Капитан Сорокин», построен на финской верфи «Вяртсиля», спущен на воду 2 декабря 1980 года. «Диксон» также построен на «Вяртсиле» в 1983 году, является дизельным ледоколом типа «Мудьюг» мощностью 13 тысяч лошадиных сил. Его ширина составляет 21,4 метра, осадка — 6,5 метров.
Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. В случае, если ученым удастся доказать, что эти хребты — продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 миллиардов тонн условного топлива. Для доказательства своих прав России необходимо предоставить в комиссию ООН по морскому праву данные двух видов: геологические образцы коренных пород хребтов, которые можно получить только с помощью бурения, а также геофизические данные по результатам сейсмоакустического профилирования.
Главным заказчиком работ по уточнению границ континентального шельфа в Арктике является Минприроды и Роснедра. Главным исполнителем ранее выступал Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт (ГНИНГИ) совместно с ААНИИ, Росатомфлотом, ОАО «Севернефтегаз», ОАО «Гидро-Си», ФГУП «ВНИИОкеангеология», ЗАО «Газавиа» и компанией ION-GXT, предоставившей уникальное оборудование для научно-исследовательского судна «Академик Федоров».
В этом году упор будет сделан на бурение — ФГУНПП «Севморгео», входящее в состав Федерального агентства по недропользованию Минприроды, в начале 2012 года получило лицензию на исследование хребта Менделеева и отбор проб коренных донных пород.