Интерлейкин вместо трансплантации бактерий

13.08.2014 13:33

Найден новый способ избавления от лишнего веса и диареи.

В результате последних исследований учёных было обнаружено, что одно из веществ, укрепляющее иммунную систему, позволяет бороться с избыточным весом, помогает нормализовать обмен веществ, а также микрофлору кишечника. На данный момент положительный результат был достигнут в ходе экспериментов на мышах, а препарат для человека пока находится в стадии разработки.

Микробы для здоровья

Организм каждого человека является средой обитания огромного количества микроорганизмов. На удивление число бактериальных клеток значительно больше числа родных клеток нашего тела. Из-за этого многие учёные предлагают выделять особый орган человека, так называемый «микробиом», то есть совокупность всех микроорганизмов, которые проживают внутри нас. Сегодня даже проводятся операции по пересадке «микробиома» пациентам, у которых наблюдаются бактериальные нарушения. Такие серьёзные заболевания, как диабет, ожирение, проблемы с сердечно-сосудистой системой связаны именно с нарушением нормального состава бактериальных «квартирантов» нашего кишечника.

Неудивительно, что после приёма антибиотиков врачи обычно рекомендуют восстанавливать микрофлору кишечника. Подобные препараты нарушают бактериальный состав, убивая не только опасные, но и полезные микроорганизмы. Последствия этого довольно неприятны: новые «квартиранты» отравляют наш организм, что приводит к воспалению слизистой оболочки кишечника и дисбактериозу. В дальнейшем возможны и более серьёзные неприятности – ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания. В таком случае никакая диета или занятия спортом не помогут человеку избавиться от лишнего веса.

Выход есть! Пересадка фекалий!

Учёные нашли средство решить эту проблему. На мышах было доказано, что трансплантация бактерий из кишечника здорового организма в кишечник больного приводит к потере лишнего веса и восстановлению метаболизма. Подобные операции проводились и на человеке, когда все прочие способы лечения уже были бессильны. Тем не менее широкого применения на практике данное решение не получило.

Менее радикальное решение

Всемирно известное и авторитетное издание Nature опубликовало исследование, в котором описывается новый способ восстановления «микробиома» в кишечнике. Опыты на грызунах доказали, что вещество интерлейкин-22, который играет важную роль при коммуникации лейкоцитов, главных защитников организма, восстанавливает барьерную функцию слизистой оболочки кишечника и нормализует таким образом состав «микробиома». В прошлом году французские учёные подтвердили огромное значение этого вещества в борьбе с бактериальной суперинфекцией, которая возникает после гриппа.

В ходе эксперимента над грызунами исследователями было выявлено, что у мышей с избыточным весом наблюдается сниженное количество интерлейкина-22 в организме, а введение этого вещества способствовало нормализации обменных процессов и даже помогало регулировать уровень сахара в крови.

Таким образом, появляется надежда, что данное вещество в скором времени станет главным средством в борьбе с нарушенной микрофлорой и будет использоваться при лечении людей, страдающих ожирением. В отличие от фекальной трансплантации, о которой упоминалось ранее, данный метод является менее радикальным и приемлемым для большинства людей. Однако от эксперимента до разработки препаратов на основе интерлейкина-22 может пройти несколько лет, поэтому радоваться новому открытию человечества пока преждевременно.