К борьбе с фобиями подключат воспоминания

31.08.2014 12:41

Ученые в области нейрофизиологии провели первые успешные опыты, суть которых заключается в трансформации плохих воспоминаний в хорошие. Правда, опыты свои нейрофизиологи проводят пока только на мышах. Однако это станет необходимой научной базой для психотерапевтов в их попытках побороть фобии, страхи и возникающие нервные расстройства после перенесения серьезных стрессов и потрясений. Это открытие может открыть поистине важную страницу в истории не только нейрофизиологии, но и найти новые методы в практической психотерапии.

Ключ в эмоциональной окраске

Американские и японские ученые обнаружили в мозге механизм, отвечающий за связывание памяти и эмоций. В результате опытов и долгих исследований им удалось при помощи активации этих механизмов заменять эмоциональную окраску воспоминания об одном и том же событии с отрицательной на положительную.

По наблюдениям ученых человеческая память крайне обманчива, и она искажает всегда события при воспоминании о них. На этот процесс влияют эмоции, которые человек испытывает во времени в связи с воспоминаниями об определенных событиях. С течением времени эмоциональный отклик на те или иные происшествия в жизни могут изменять свою полярность как с резко негативной на положительную, так и наоборот.

Всем нам кажущаяся понятной память в действительности не что иное как образ того, что с нами когда-либо произошло. Это зашифровано в нашем мозге с помощью нейронных связей. Процесс воспоминания сопровождается раздражением этих связей.

Следы нашей памяти

Процесс, формирующий память, происходит в гиппокампе – это область, расположенная в подкорке головного мозга. Здесь в нейронных сетях сохраняется след памяти. Эмоциональную окраску формирует миндалевидное тело. Именно здесь происходит дифференциация воспоминаний по тем чувствам, которые они вызывают. Ученые поставили себе задачу выяснить, возможно ли поменять эмоциональную составляющую следа памяти, и заменить негативные отклики определенных воспоминаний на положительные.

Исследования проводились под руководством известного ученого Судзими Тонегавы. В 1987 году он получил нобелевскую премию в области физиологии и медицины. Он в свое время специально с целью изучения особенностей памяти основал Институт обучения и памяти Массачусетского технологического института.

Механизм замены с минуса на плюс и наоборот

В опытах использовался последнее достижение ученых – метод оптогенетики. Он основывается на возбуждении светом нейронных связей в соответствующих отделах мозга. Раздражитель направляется через подсоединенное оптоволокно. Две группы мышей получали разный опыт: одни – удары током, другие – любовные встречи. Через какое-то время нейроны, отвечающие за память, возбуждали светом, и мыши сразу вспоминали события, происходившие с ними. Затем группы поменяли местами: теперь группа, получавшая удары токи, получала встречи с самками, а мышки, которые раньше получали свидания, встречали теперь удары тока. В процессе нейроны также раздражались светом. На последнем этапе эмоциональная окраска событий у мышей поменялась.

Это позволило исследователям сделать вывод, что есть механизмы замены чувств, которые возникают при воспоминаниях, перенаправить память о болезненном событии на другие эмоции. По мнению профессора Тонегавы, эти эксперименты создадут научно обоснованную базу психотерапевтам, лечащим людей от различных фобий, помогают справиться с нервными расстройствами, возникающими после сильных стрессов.