Комплекс “Нитка” – из Крыма в состав ВС РФ
После вхождения Крыма во владение РФ изменились, и условия жизни в части Черноморского флота ВМФ РФ, который базировал в Севастополе. Кроме того военные получили возможность бесплатно пользоваться тренажером палубной авиации, который известен под именем “Нитка”. Еще год назад существовал договор между Россией и Украиной на счет использования комплекса авиационной тренажерной палубы в целях обучения российских летчиков. В статье описывается уникальность конструкции и дальнейшая судьба авиационного комплекса.
Уникальный состав “Нитки”
“Нитка” – наземный испытательный тренировочный комплекс авиации, располагается не далеко от города Саки на Черноморском береге. Это учебно-тренировочный пункт, что имеет вид взлетно-посадочной полосы. По меркам схоже палубе корабля-авианосца “Адмирал Кузнецов” (единственный авианосец в России). Конструкция состоит из взлетно-посадочного альянса, в состав которого входят тормозное оборудование воздушного судна для приземления на палубу крейсера (аэрофинишеры). Так же имеются трамплины и катапульты. Можно сказать уникальность полигона в том, что он дает возможность и взлета и посадки на крейсере. Невозможно представить авианосцы без тренировочной полосы для летчиков. То есть авианосец и палубный тренажер неотделимы друг от друга. По словам бывшего руководителя конструкторского бюро корабельной авиации Валерия Бабича такой же наземный комплекс есть у Англии и Китая. А Индия строит его с помощью Российских конструкторов-судостроителей.
Для тренировок и испытательных работ так же создали технику имитации погодных явлений. Например, симуляцию болтающейся палубы выполняют паровые установки, встроенные во взлетно-посадочном блоке. К этим аппаратам пропускают воду с моря, которая превращается в пар. В свою очередь пар проходил в цилиндры и имитировал волны. А близкое расположение к берегу позволяло экономить и не тратить средства на дополнительные энергоносители.
Судьба “Нитки” в составе Украины
Основу наземного испытательного тренировочного полигона положили еще в СССР. Когда планировали возвести тренировочный полигон, предполагалось, что он будет подобно американскому комплексу Lakehurst. В 1980-х годах он был единственным в мире тренировочным полигоном авиации. Наконец построили первый отечественный наземный тренажерный полигон. А в июле 1982-ого уже начали первые тренировки палубных самолетов Су-27 и Миг-29. Полигон успешно действовал до рецессии Совета. После появились проблемы, одной из которых являлась недостроенная часть комплекса. Не успели установить катапульты “Нитки”.
Российско-Украинский договор или яблоко раздора
Во времена распада СССР комплекс бездействовал. Тогда не было ни самолетов, ни авианосцев, на которых бы летчики оттачивали навыки. В 1994 году Россия решила использовать комплекс по назначению, и заключила договор с владельцем. Так группа Черноморского флота ВМФ РФ начал обучение в полигоне “Нитка”. Договор укрепили в 2007 году, добавив пункт, по которому Украина должна была держать тренажер в исправном состоянии. А Россия берет ответственность за поставку запчастей самолетов Су, агрегатов и других изделий к ним (по сумме около $ 7 млн). Но через год Украина расторгнула договор, даже, несмотря на то, что Россия оплатила аренду на несколько лет вперед.
В 2010 году старый договор возобновили и пересмотрели, впоследствии чего стоимость аренды полигона составила около $ 2 млн. Комплекс “ Нитка” будет достроен уже к 2020 году.